Войти
Логопедический портал
  • «Сказочные элементы в поэме А
  • Русско-турецкая война (1768–1774)
  • Черная сотня Крах черносотенного движения
  • Кто такой был царевич Дмитрий?
  • Хемингуэй прощай оружие краткое содержание по главам
  • О чем рассказывает роман "айвенго" Айвенго краткое изложение
  • Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов). Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо": описание, герои, анализ поэмы Руси жить хорошо анализ героев

    Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов). Н.А. Некрасов
    7 июня 2015

    «Кому на Руси жить хорошо» - одно из самых известных произведений Н.А. Некрасова. В поэме писателю удалось отразить все тяготы и мучения, которые терпит русский народ. Особенно значима в этом контексте характеристика героев. «Кому на Руси жить хорошо» - произведение, богатое яркими, выразительными и самобытными персонажами, которых мы и рассмотрим в статье.

    Значение пролога

    Особую роль для понимания произведения играет начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Пролог напоминает сказочный зачин по типу «В некотором царстве»:

    В каком году - рассчитывай,

    В какой земле - угадывай…

    Далее рассказывается о мужиках, пришедших из разных деревень (Неелова, Заплатова и т.д.). Все названия и имена говорящие, ими Некрасов дает четкую характеристику мест и героев. В прологе же начинается путешествие мужиков. На этом заканчиваются и сказочные элементы в тексте, читателя вводят в реальный мир.

    Список героев

    Всех героев поэмы можно условно разделить на четыре группы. Первая группа состоит из главных героев, отправившихся за счастьем:

    • Демьян;
    • Роман;
    • Пров;
    • Пахом;
    • Иван и Митродор Губины;
    • Лука.

    Затем идут помещики: Оболт-Оболдуев; Глуховской; Утятин; Шалашников; Переметьев.

    Холопы и крестьяне, встреченные путешественниками: Яким Нагой, Егор Шутов, Ермил Гирин, Сидор, Ипат, Влас, Клим, Глеб, Яков, Агап, Прошка, Савелий, Матрена.

    И герои, не относящиеся к основным группам: Фогель, Алтынников, Гриша.

    Теперь рассмотрим ключевых персонажей поэмы.

    Добросклонов Гриша

    Гриша Добросклонов появляется в эпизоде «Пир на весь мир», этому персонажу посвящен весь эпилог произведения. Сам он семинарист, сын дьяка из деревушки Большие Вахлаки. Семья Гриши живет очень бедно, только благодаря щедрости крестьян удалось поднять на ноги его самого и брата Савву. Их мать-батрачка рано умерла от непосильного труда. Для Гриши ее образ слился с образом родины: «С любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине».

    Будучи еще пятнадцатилетним ребенком, Гриша Добросклонов решил посвятить свою жизнь помощи народу. В будущем он хочет отправиться в Москву на учебу, а пока вместе с братом помогает мужикам как может: работает с ними, объясняет новые законы, читает им документы, пишет для них письма. Гриша сочиняет песни, в которых отражаются наблюдения за бедностью и страданием народа, рассуждения о будущем России. Появление этого персонажа усиливает лиричность поэмы. Отношение Некрасова к своему герою однозначно положительное, писатель видит в нем революционера из народа, который должен стать примером для высших слоев общества. Гриша озвучивает мысли и позицию самого Некрасова, решения социальных и нравственных проблем. Прототипом этого персонажа считают Н.А. Добролюбова.

    Ипат

    Ипат - «холоп чувствительный», так называет его Некрасов, и в этой характеристике слышится ирония поэта. Смех этот персонаж вызывает и у странников, когда те узнают о его жизни. Ипат - гротескный персонаж, он стал воплощением верного лакея, барского холопа, который остался верен своему хозяину даже после отмены крепостного права. Он гордится и считает для себя великим благодеянием то, как барин его купал в проруби, запрягал в телегу, спас от смерти, на которую сам и обрек. Подобный персонаж не может вызывать у Некрасова даже сочувствия, только смех и презрение слышны со стороны поэта.

    Корчагина Матрена Тимофеевна

    Крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина - героиня, которой посвятил Некрасов всю третью часть поэмы. Вот как описывает ее поэт: «Осанистая женщина, лет тридцати осьми, широкая и плотная. Красива… глаза большие… сурова и смугла. На ней рубаха белая, да сарафан коротенький». Путешественников приводят к женщине ее слова. Матрена соглашается рассказать о своей жизни, если мужики помогут в жатве. Название этой главы («Крестьянка») подчеркивает типичность для русских женщин судьбы Корчагиной. А слова автора «не дело между бабами счастливую искать» подчеркивают бесплодность поисков странников.

    Матрена Тимофеевна Корчагина родилась в непьющей, хорошей семье, и там жилось ей счастливо. Но после замужества она оказалась «в аду»: свекор - пьяница, свекровь суеверна, на золовку приходилось работать, не разгибая спины. С мужем Матрене еще повезло: он только раз ее побил, но все время, кроме зимы, он был на заработках. Поэтому за женщину некому было и заступиться, единственный, кто пытался ее защитить, - дедушка Савелий. Женщина терпит домогательства Ситникова, на которого нет управы, потому что он господский управляющий. Единственным утешением Матрены становится ее первый ребенок - Дема, но из-за недосмотра Савелия он гибнет: мальчика съедают свиньи.

    Проходит время, у Матрены появляются новые дети, умирают от старости родители и дед Савелий. Самыми трудными становятся неурожайные годы, когда всей семье приходится голодать. Когда ее мужа, последнего заступника, забирают в солдаты вне очереди, она идет в город. Находит дом генерала и бросается в ноги его жене, прося заступиться. Благодаря помощи генеральши Матрена с мужем возвращаются домой. Именно после этого случая ее все считают счастливицей. Но и в будущем женщину ждут одни беды: ее старший сын уже в солдатах. Некрасов, подводя итог, говорит, что ключ от женского счастья давно потерян.

    Агап Петров

    Агап - непокладистый и глупый мужик, по словам знающих его крестьян. А все потому, что Петров не желал мириться с добровольным рабством, на которое толкала крестьян судьба. Единственное, что могло его успокоить, - вино.

    Когда его поймали, несшего бревно из барского леса, и обвинили в воровстве, он не выдержал и высказал хозяину все, что думает о реальном положении дел и жизни в России. Клим Лавин, не желая наказывать Агапа, инсценирует жестокую расправу над ним. А потом, желая утешить, поит его. Но унижение и чрезмерное пьянство приводят героя к тому, что утром он умирает. Такова плата крестьян за право открыто высказывать свои мысли и желание быть свободными.

    Веретенников Павлуша

    Веретенникова встретили мужики в селе Кузьминском, на ярмарке, он собиратель фольклора. Некрасов дает небогатую характеристику его внешности и не говорит о его происхождении: «Какого роду-звания, не знали мужики». Однако почему-то все зовут его барином. Это неопределенность необходима для того, чтобы образ Павлуши носил обобщенный характер. На фоне людей Веретенников выделяется своим беспокойством о судьбе русского народа. Он не равнодушный наблюдатель, как участники множества бездеятельных комитетов, которые обличает Яким Нагой. Некрасов подчеркивает доброту и отзывчивость героя тем, что уже первое его появление знаменуется бескорыстным поступком: Павлуша выручает крестьянина, покупающего ботиночки внучке. Неподдельная забота о народе располагает и путешественников к «барину».

    Прототипом образа послужили этнографы-фольклористы Павел Рыбников и Павел Якушкин, участвующие в демократическом движении 60-х годов XIX века. Фамилия же принадлежит журналисту П.Ф. Веретенникову, который посещал сельские ярмарки и публиковал отчеты в «Московских ведомостях».

    Яков

    Яков - холоп верный, бывший дворовый, о нем рассказывается в части поэмы под названием «Пир на весь мир». Герой был верным хозяину, терпел любые наказания и выполнял безропотно даже самую тяжкую работу. Это продолжалось до тех пор, пока барин, которому приглянулась невеста его племянника, не отправил того на рекрутскую службу. Яков сначала запил, но все же вернулся к хозяину. Однако мужик желал отомстить. Однажды, когда он вез Поливанова (барина) к сестре, Яков свернул с дороги в Чертов овраг, распряг лошадь и повесился на глазах у хозяина, желая оставить того на всю ночь наедине с совестью. Подобные случаи мести действительно были распространены среди крестьян. За основу своей истории Некрасов взял подлинный рассказ, услышанный им от А.Ф. Кони.

    Ермила Гирин

    Характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо» невозможна без описания этого персонажа. Именно Ермилу можно отнести к тем счастливцам, которых искали путники. Прототипом героя стал А.Д. Потанин, крестьянин, управляющий имением Орловых, прославившийся своей небывалой справедливостью.

    Гирин почитаем среди крестьян из-за своей честности. Семь лет он был бургомистром, но только единожды позволил себе злоупотребить властью: не отдал своего младшего брата Митрия в рекруты. Но неправедный поступок до того мучил Ермила, что он едва не убил себя. Спасло положение вмешательство барина, тот восстановил справедливость, вернул несправедливо отправленного в рекруты крестьянина и отправил служить Митрия, однако лично заботился о нем. Гирин после этого ушел со службы и стал мельником. Когда же мельницу, что он арендовал, продавали, Ермила выиграл торг, но у него не было с собой денег уплатить задаток. Крестьянина выручил народ: за полчаса собрали для него тысячу рублей помнящие добро мужики.

    Всеми поступками Гирина управляло желание справедливости. Несмотря на то что он жил в достатке и имел немалое хозяйство, когда вспыхнул крестьянский бунт, не остался в стороне, за что и попал в острог.

    Поп

    Продолжается характеристика героев. «Кому на Руси жить хорошо» - произведение, богатое персонажами разных сословий, характеров и устремлений. Поэтому Некрасов не мог не обратиться к образу священнослужителя. По мнению Луки, именно попу должно «житься весело, вольготно на Руси». И первым на своем пути искатели счастья встречают сельского священника, который опровергает слова Луки. У попа нет счастья, богатства или спокойствия. Да и получить образование очень нелегко. Совсем не сладка жизнь священнослужителя: он провожает в последний путь умирающих, благословляет рождающихся, и болит у него душа о страждущем и мучающемся народе.

    Но и сам народ не особо чтит попа. Он и его семья постоянно становятся объектами для суеверий, анекдотов, непристойных насмешек и песен. А все богатство попов состояло из пожертвований прихожан, среди которых было много помещиков. Но с отменой крепостного права большая часть богатой паствы разбрелась по свету. В 1864 году духовенство лишается и еще одной статьи дохода: раскольники по указу императора переходят под опеку гражданской власти. А с грошей, что приносят крестьяне, «живиться тяжело».

    Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев

    Наша характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо» подходит к концу, разумеется, мы не смогли дать описания всем персонажам поэмы, но включили в обзор самых важных. Последним их значимых героев стал Гаврила Оболт-Оболдуев - представитель барского сословия. Он кругленький, пузатенький, усатенький, румяненький, присадистый, ему шестьдесят лет. Один из прославленных предков Гаврилы Афанасьевича - татарин, который развлекал императрицу дикими зверями, воровал из казны и замышлял поджог Москвы. Оболт-Оболдуев горд своим предком. Но его печалит отмена крепостного права, так как теперь он уже не может наживаться на крестьянском труде, как раньше. Свои печали помещик прикрывает заботой о мужике и судьбе России.

    Этот праздный, невежественный и лицемерный человек убежден, что предназначение его сословия в одном - «жить чужим трудом». Создавая этот нелицеприятный образ, Некрасов не скупится на недостатки и наделяет своего героя еще и трусостью. Эта черта проявляется в комическом случае, когда Оболт-Оболдуев принимает безоружных крестьян за грабителей и угрожает им пистолетом. Больших трудов мужикам стоило разуверить бывшего хозяина.

    Заключение

    Таким образом, поэма Н. А. Некрасова насыщена рядом ярких, самобытных персонажей, призванных со всех сторон отразить положение народа в России, отношение к нему разных сословий и представителей власти. Именно благодаря такому количеству описаний людских судеб, часто имеющих в своей основе реальные истории, произведение никого не оставляет равнодушными.

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была начата вскоре после отмены крепостного права. И можно предположить, что именно эта реформа дала толчок к написанию поэмы. Поэт попытался в стихотворной форме провести собственное расследование в том, что дала отмена крепостного права разным слоям населения: крестьянству, дворянству, священнослужителям, чиновникам. Но о своей жизни до и после реформы успели рассказать только поп (как с небрежностью называли в старину священнослужителей) и помещик.

    Поэма осталась незавершенной. По замыслу автора в ней должно было быть не менее 7 глав – по числу спорщиков. И может быть крестьяне сумели бы дойти до царя, если бы не болезнь и не цензура, бравшая за горло талантливого поэта. Все произведение изложено в тиле русского народного творчества. Целый ряд стихов изложен в стиле русских народных песен и плачей.

    Главные герои поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и их характеристики:

    Роман – крестьянин сердобольный, освободил жаворонка, запутавшегося во льну.

    Демьян – крестьянин грамотный, умеет читать.

    Лука – коренастый мужик с широкой окладистой бородой. Большим умом не отличался, много говорил не по делу, был речист и глуп.

    Иван и Митродор Губины – братья-пастухи, любители спиртного.

    Пахом Онисимыч — старый мужик, пчеловод, бондарь.

    Пров – дюжий, сильный мужик.

    Поп – Служитель церкви считает, что счастье человека в покое, богатстве, чести. И тут же доказывает, на примерах, что покой ему только снится. Сначала, отрок учится в школе, потом в семинарии. Потом приходится в любое время суток вставать и отправляться к богатому и бедному, чтобы исполнить церковный обряд, видеть, сопереживать людям, теряющим близких. Ну, никакого покоя.

    Богатство? А какое богатство у нищего крестьянина? Вот и получается, что за свой труд поп часто недополучает то, что должен получить. Помещики тоже обедняли, не дают, как раньше. Что касается чести и почета, и тут поп показывает наглядно, что и почета он почти не видит.

    Гаврила Афанасьич – помещик.

    Гаврила Афанасьич не упускает случая приложиться к рюмочке. Даже берет с собой в дорогу бутылку хереса. И расположившись беседовать с мужиками, приказал достать бутылку. Помещик видит счастие в дворянской родословной. Чем древнее генеалогическое древо, тем счастливее помещик. Для него время разделилось на до и после. До указа об отмене крепостного права и после него. До указа у помещика были во власти люди, земли, леса. Крестьяне кланялись помещику до земли. Он на своей земле был царь и Бог.

    Влас – старый крестьянин. Он рассказал странникам о князе Утятине, о дворовом Ипате. Заметил, что был в свое время мирским старостой, но отказался от своей должности, когда наследники упросили крестьян подыгрывать причудам князя.

    Ипат — дворовый князей Утятиных. Преданный своим господам, не захотел никакой воли, остался при князе. Хотя князь порядком поизмывался над Ипатом – и в телегу его запрягал князь собственноручно, и в прорубь зимой окунал его, санями переезжал, но дворовому дороже были княжеские милости: поднесенный стакан водки, одежда с барского плеча, когда его князь подобрал полуживого, свалившегося с коня на дороге.

    Князь Утятин – не хотел мириться с законом о раскрепощении крестьян. Узнав об этом законе, он так разнервничался, что его хватил удар. Очень уж ценил права дворянские князь Утятин, и очень не хотелось ему терять свою власть над крестьянами. Он обвинял своих сыновей в том, что те предали дворянские интересы. Наследники испугались, что огромное наследство уплывет побочным дочерям князя, сговорились с крестьянами. Разыгрывать перед ним спектакль, будто они крепостные. Наследники пообещали подарить крестьянской общине поемные луга и заплатить за все барские причуды.

    Князь каждый день выезжал на прогулку объезжая поля, ругал крестьян почем зря, даже если работа выполнена на совесть. Вот он заставил раскидать сухое сено, только потому, что оно показалось ему сырым, то придирался, что земля недостаточно вспахана.

    Клим – мужик, напросившийся в бургомистры вместо старика Власа. Клима крестьяне недолюбливали, потому что он был пьяница, коновал, дружил с цыганами и не любил трудиться. Был хитер, умен, но деньги держать не умел. Клим был грамотный мужик. Бывал в Питере, Москве, с купцами ездил в Сибирь. Мир решил, что на самом деле старостой остается Влас, а перед князем подставлялся Клим.

    Матрена Тимофеевна – крестьянка. Детство у нее было по крестьянским меркам благополучное. Родители были непьющие, работящие, детей своих любили. Но с пятилетнего возраста ее начали приучать к крестьянскому труду. Сначала носила отцу еду в поле, пасла уток, чем старше становилась, тем больше появлялось обязанностей по дому.

    Как выросла, появился жених, но не из родной деревни, а со стороны. Увез ее е себе, жили с родителями. Раз муж побил ее ни за что, ни про что, родня его натравила. Родился сын, Демушка, которого она любила всей материнской любовью. Брала его с собой в поле, чтобы малыш был при ней. Свекрови показалось, что из-за малыша она работает плохо, заставила оставить мальчика с дедом Савелием. Тот заснул и не доглядел за ребенком. Его затоптали, загрызли свиньи. Горько переживала женщина потерю единственного сына. А тут еще следствие учинили, чуть ли не на ее глазах производилось вскрытие. Тяжело и больно было смотреть Матрене на все это.

    Дед Савелий по слухам деду уже сто лет. Крепкий, здоровый старик с окладистой бородой, похожий на медведя. Со своей семьей не ладил, недолюбливал сына. Последние 7 лет каялся, испытывал чувство вины за гибель правнука.

    Григорий Добросклонов – семинарист.

    Лицо худое, бледное

    И волос тонкий, вьющийся,

    С оттенком красноты.

    Пока Гриша и его брат Савва учились, им помогал, подкармливал мир. Братья платили миру своей работой. Гриша стал слагать песни, которые помогали несчастным людям. Он пел им о счастии.

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» осталась незавершенной. По замыслу автора странники должны были встретиться и побеседовать со всеми семью представителями счастливого российского общества. Но успели поговорить только с попом и помещиком. Николай Алексеевич

    Введение Проблема главных героев в поэме Ермил Гирин Матрена Корчагина Гриша Добросклонов Заключение

    Введение

    Поэма ” Кому на Руси жить хорошо ” – одно из самых известных и важных произведений Некрасова. Оно задумывалось им как квинтэссенция его опыта писателя и общественного деятеля и должно было стать масштабной развернутой эпопеей, отражающей жизнь всех социальных слоев пореформенной России. Скоротечная болезнь и смерть не дали автору полностью воплотить свой замысел: то, что мы имеем, является лишь половиной

    Задуманной работы, изначально же Некрасовым планировалось не менее семи частей.

    Однако же в тех главах, которые известны нам, уже просматриваются масштаб и характерные черты народной эпопеи.

    Одна из таких черт – отсутствие четко выраженного главного героя, чья фигура проходила бы сквозь все повествование.

    Проблема главных героев в поэме

    История начинается с того, как семеро крестьян отправляются в путь с целью найти на Руси счастливого человека. Зовут этих семерых Демьян, Роман, Пров, Пахом, Лука, Иван и Митродор Губины. Несмотря на то, что поначалу они кажутся главными героями “Кому на Руси жить хорошо”, каких-либо ярко прописанных индивидуальных черт никто из них практически не имеет, и уже в первой части мы видим, как они “растворяются” в повествовании и становятся своего рода “художественным приемом”.
    Их глазами читатель смотрит на других многочисленных героев, ярких, выразительных, которые в действительности и есть главные действующие лица поэмы.

    Ниже приведена краткая главных характеристика героев “Кому на Руси жить хорошо”.

    Ермил Гирин

    Общинный председатель Ермил Гирин появляется в первой части поэмы в качестве героя истории, которую странникам рассказывают в одном из сел. (Часто используемый здесь прием – в поэме “Кому на Руси жить хорошо” герои зачастую вводятся как персонажи вставных рассказов). Его называют первым кандидатом в счастливцы: избранный бурмистром за ум и честность, Ермил семь лет справедливо отправлял свою должность и заслужил глубокое уважение всей общины. Лишь раз позволил он себе злоупотребить властью: не отдал в рекруты младшего брата Митрия, заменив его сыном одной из крестьянок. Но совесть до того мучила Ермила, что он чуть было не покончил с собой.

    Положение спасло вмешательство барина, который вернул несправедливо отправленного на службу крестьянина. Однако Ермил после этого ушел со службы и сделался мельником. Он продолжал пользоваться почетом среди крестьян: когда арендованную им мельницу продавали, Ермил выиграл торг, но у него не оказалось при себе задатка; мужики за полчаса собрали для него тысячу рублей и спасли от разорения.

    Однако же история Ермила Гирина внезапно оканчивается сообщением рассказчика, что бывший бурмистр сидит в остроге. По отрывочным намекам можно понять, что арестовали Гирина за то, что он не пожелал помогать властям усмирять бунт в своей деревне.

    Матрена Корчагина

    Матрена Тимофеевна Корчагина по прозвищу Губернаторша – один из самых ярких женских образов русской классической литературы.
    Матрена – немолодая женщина “лет тридцати восьми” (для крестьянки возраст немалый), сильная, статная, по-своему величественная. В ответ на вопрос странников, счастлива ли она, Матрена рассказывает им историю своей жизни, крайне типичную для крестьянской женщины того времени.

    Она родилась в хорошей, непьющей семье, родители ее любили, однако же после замужества она, как и большинство женщин, попала “с девичьей холи в ад”; родители мужа заставляли ее работать, не покладая рук, свекровь и золовка над ней издевались, свекор же был пьяницей. Муж, все время пропадавший на заработках, не мог за нее вступиться. Единственной поддержкой ей был дед свекра, старый Савелий.

    Матрене многое пришлось пережить: издевательства родни мужа, гибель любимого первенца, домогательства господского управляющего, неурожай и голод. Терпение ее сломилось, когда ее мужа без очереди забрали в солдаты. Отчаявшаяся женщина пешком дошла до города, отыскала дом губернатора и бросилась в ноги его жене, прося заступиться.

    Благодаря помощи губернаторской жены Матрене вернули мужа. С этих пор она и получила свое прозвище и славу счастливицы. Однако же неизвестно, что ждет ее в будущем; как говорит сама Матрена, “Ключи от счастья женского/…/Заброшены, потеряны/ У бога самого!”.

    Гриша Добросклонов

    Сын дьяка, семинарист Гриша Добросклонов появляется уже в эпилоге поэмы. Для автора он фигура очень важная, олицетворяющая новую социальную силу русского общества – интеллигента-разночинца, выходца из низов, всего добившегося в жизни исключительно своим умом и стараниями, но ни на мгновение не забывающего о народе, из которого он вышел.

    Гриша вырос в очень бедной семье, мать его рано умерла, отцу прокормить Гришу и его брата было не по силам; лишь благодаря помощи крестьян их удалось поднять на ноги. Выросший с чувством глубокой признательности и привязанности к простому народу, Гриша уже в пятнадцать лет решает сделаться его заступником и помощником. Народное счастье для него – просвещение и свобода; в Образе Гриши Добросклонова ясно просматривается тип революционера из народа, который автор хотел сделать примером для прочих сословий.

    Очевидно, что устами этого героя Некрасов выражает свою гражданскую позицию и собственное мировоззрение.

    Заключение

    Система персонажей в поэме Некрасова достаточно своеобразна: мы видим, что большинство героев фигурирует на протяжении всего одной главы, многие из них представлены как персонажи вставных историй, а семеро крестьян – сквозные фигуры произведения – в сущности, даже не являются его главными героями. Однако при помощи этой схемы автор, знакомя нас с многочисленными характерами и лицами, достигает поразительной широты и развернутости повествования. Многочисленные яркие персонажи поэмы “Кому на Руси жить хорошо” помогают изобразить жизнь России в истинно эпическом масштабе.


    (No Ratings Yet)


    Related posts:

    1. Среди образов русских крестьян, созданных Некрасовым, особенно выделяется образ Ермилы Гирина. Он, как говорится в произведении, “не князь, не граф сиятельный, а простой мужик”, но, тем не менее, пользуется у крестьян огромным почетом. На примере образа Ермилы Гирина в поэме ” Кому на Руси жить хорошо ” Некрасова можно проанализировать, какие черты характера считались важными […]...
    2. Над своим произведением “Кому на Руси жить хорошо” Николай Алексеевич Некрасов работал многие годы, отдав ему часть своей души. И на протяжении всего периода создания этого произведения поэта не покидали высокие представления о совершенной жизни и совершенном человеке. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог многолетних раздумий автора о судьбах страны и народа. Итак, […]...
    3. 1. Какие типы крестьян изобразил Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”? Н. А. Некрасов создает несколько типов крестьян. Это семеро мужиков, ищущих счастливых людей на Руси. Второй тип – борцы за народ: Савелий-богатырь святорусский, Ермил Гирин, разбойник Кудеяр. Третий тип – труженики, которые еще терпят, но протест у них уже зреет: […]...
    4. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поис- ках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их – найти […]...
    5. Николай Алексеевич Некрасов достаточно продолжительное время трудился над своим поэтическим произведением под названием “Кому на Руси жить хорошо”. Писатель, безусловно, отдал этому произведению большую часть своей души. Стоит заметить, что на протяжении всего времени написания этой поэмы автор не расставался со своими представлениями о совершенном живом человеке и о его совершенной жизни. Поэтому с уверенностью […]...
    6. Николай Алексеевич Некрасов, создавая в поэме “Кому на Руси жить хорошо” широкую картину жизни, населяет ее и различными типами характеров: это и мужики-странники, ищущие счастливого, поп и помещик, попадающиеся на их пути, а больше всего, конечно, крестьян, убогих и вполне благополучных, как Ермила Гирин. В бесплодных поисках ходят наши странники, пока не посоветовали им найти […]...
    7. Вся поэма Некрасова ” Кому на Руси жить хорошо ” – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова здесь важен сам процесс, важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. В “Прологе” завязывается действие. Семеро крестьян спорят, “кому живется весело, вольготно на Руси”. […]...
    8. Жанр и композиция. Споры о композиции произведения ве­дутся до сих пор, но большинство ученых пришло к выводу, что она должна быть такова: “Пролог. Часть первая”;, “Крестьянка”;, “По­следыш”;, “Пир – на весь мир”;. Доводы в пользу именно такого расположения материала следующие. В первой части и главе “Кре­стьянка”; изображен старый, отживающий мир. В “Последыше”; по­казана гибель этого […]...
    9. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была написана Н. А. Некрасовым вскоре после отмены крепостного права. Реформа не оправдала надежд, которые возлагало на нее крестьянство. Положение крестьян не улучшилось, им пришлось выкупать свои наделы, тем самым впадая в экономическую зависимость. Н. А. Некрасов являлся ярким представителем людей, которых волновала судьба народа. Ведь в детстве ему […]...
    10. В 1866 г. в печати появляется пролог поэмы Некрасова ” Кому на Руси жить хорошо “. Это произведение, изданное через три года после отмены крепостного права, сразу же вызвало волну обсуждений. Оставив в стороне политическую критику поэмы, сосредоточимся на главном вопросе: в чем смысл поэмы “Кому на Руси жить хорошо”? Разумеется, отчасти толчком для написания […]...
    11. События в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” разворачиваются после отмены крепостного права в 1861 году. В это время русская деревня представляла из себя жалкое зрелище: старые формы хозяйствования полностью изжили себя, многие хозяйства были разорены, вспыхивали многочисленные крестьянские восстания. В стране наблюдался глубокий упадок в экономической И культурной жизни. Крестьяне, формально […]...
    12. 1. Семеро странников, ищущих счастливого человека. 2. Ермил Гирин. 3. “Крепостная женщина” Матрена Тимофеевна. 4. Григорий Добросклонов. Тема поиска счастливой доли и “правды-матушки” занимает значительное место в фольклорной традиции, на которую опирался Н. А. Некрасов, создавая поэму “Кому на Руси жить хорошо”. Странничество играло особую роль в культуре народа: путешествуя к святым местам, странники зачастую […]...
    13. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” можно назвать энциклопедией народной жизни. Сам Некрасов говорил перед смертью, что в эту поэму он “хотел ввести… весь опыт, данный ему изучением народа, все сведения о нем, накопленные по словечку в течение двадцати лет”. В поэме отразились многие аспекты русской действительности после отмены крепостного права. Здесь воссоздан целый ряд […]...
    14. Идейно-художественное своеобразие поэмы “Кому на Руси жить хорошо” 1. Проблематика произведения построена на соотнесении фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья – идейный центр произведения. Образы семи мужиков-странников – символический образ России, тронувшейся с места (произведение не окончено). 2. В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период: а) Классовые противоречия (гл. “Помещик”, […]...
    15. План I. Главные герои из деревень с говорящими названиями. II. Поиски счастливого в родном отечестве. 1. Восприятие счастья разными слоями общества. 2. Половинчатое, ущербное, скоротечное “счастье”. 3. Авторское понимание истинного счастья. III. Самый счастливый человек в мире. Главными действующими лицами в поэме “Кому на Руси жить хорошо” являются семеро простых мужиков “из смежных деревень – […]...
    16. “Кому на Руси жить хорошо” – самое удивительное произведение Н. А. Некрасова. Это не поэма в обычном смысле слова и даже не роман в стихах, а народная эпопея нового времени, сохранившая связь с древнерусским былинным эпосом. В этом произведении воплощены исконные, вечные черты русского национального характера, его незыблемые нравственные устои, народное горе и народное счастье. […]...
    17. План Введение Эволюция понятие “счастье” в сознании главных героев Образ счастья как свободы в поэме Вывод Введение “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”. Этим вопросом, сформулированным в стихотворении “Элегия”, Некрасов задавался неоднократно. В его итоговом произведении ” Кому на Руси жить хорошо ” проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы. Семеро […]...
    18. Почему Н. А. Некрасов сказал о своей поэме “Кому на Руси жить хорошо”: “Ей не суждено окончиться”? Отвечая на поставленный в задании вопрос, отметьте, что поэма, над которой Н. А. Некрасов работал с 1863 по 1877 гг., не была завершена автором. Идея-замысел заключалась в продолжении странствия “временнообязанных” мужиков по городам и весям России с целью […]...
    19. Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма “Кому на Руси жить хорошо”. В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной жизни. В ней Некрасов создал многоплановый сюжет и ввел большое количество действующих лиц. Как в произведениях фольклора, повествование строится в форме пути, путешествия, но главный […]...
    20. Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт 19го века. Огромную славу ему принесла поэма – эпопея ” Кому на Руси жить хорошо”. Мне бы хотелось именно так определить жанр этого произведения, потому что в нем широко представлены картины жизни пореформенной России. Эта поэма писалась 20 лет. Некрасов хотел представить в ней все социальные слои: от […]...
    21. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов ищет ответ на главный вопрос своего творчества, который сформулирован в “Элегии”: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?..” Поэтому в центре произведения находится собирательный образ народа, изображаемого в массовых сценах и в персонифицированных образах. Положительные герои 1. Ермила Гирин прославился необычайной справедливостью, лишь однажды за семь лет своей […]...
    22. Вся поэма Некрасова – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. В “Прологе” завязывается действие. Семеро крестьян спорят, “кому живется весело, вольготно на Руси”. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее – поп, помещик, […]...
    23. Типы крестьян в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” I. Вступление Главный герой поэмы Некрасова – крестьянин, мужик. Некрасова интересуют все стороны жизни крестьянства: бы­товой уклад, психология, идеалы и т.п. II. Главная часть 1. Крестьянство в поэме Некрасова не является безликой массой, оно в представлении автора неоднородно: а) крестьяне – правдоискатели и борцы. […]...
    24. Народ – герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” В центре великого произведения Н. А. Некрасова находится собирательный образ главного героя – народа. Перед нами возникают обобщенные картины народной жизни, лица людей из народа. Одни из них лишь мелькают перед нами в пестрой толпе; другие подробно рассказывают о себе; о третьих говорят герои поэмы. Написанная […]...
    25. 1. Лучшие человеческие качества, воплотившиеся в образах людей из народа. 2. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. 3. Голь и холопы. 4. “Крестьянский грех”. В своей поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов показывает обширную панораму народной жизни, характеров и судеб. Мотив странствия семерых крестьян, задавшихся целью выяснить, кому же “вольготно, весело живется на Руси”, […]...
    26. ” Кому на Руси жить хорошо ” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была […]...
    27. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам счастливого человека на Руси. Семеро главных героев, странствуя, узнают о жизни разных слоев населения России: духовенства, помещиков, крестьян. Но особой темой некрасовского произведения является судьба русской крестьянки. Некрасов показывает жизнь русской женщины во всей полноте – с детства до того момента, когда она […]...
    28. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог размышлений Некрасова о судьбе русского народа после отмены крепостного права. Некрасова, общественного деятеля-демократа, волновал вопрос о свободе и рабстве. “Кому на Руси жить хорошо” – с этого вопроса начинается поэма. В поэме решается самый главный вопрос о современной автору действительности что принесло народу освобождение и хорошо ли […]...
    29. В поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” полнее и ярче, чем в других произведениях, выступает основной герой творчества великого поэта – народ. Здесь Некрасов рисует различные типы крестьян, всесторонне показывает их жизнь – и в горе, и в “счастии”. Одним из самых ярких в поэме является образ Матрены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, образ, воплотивший […]...
    30. “Кому на Руси жить хорошо” – самое мощное и удивительное создание Некрасова. Это не поэма в традиционном смысле слова и даже не роман в стихах. Это народная эпопея нового времени, впитавшая традиции древнерусских былин. В “Кому на Руси жить хорошо” воплощены исконные черты русского национального характера, его незыблемые устои, народное горе и народное счастье. Свою […]...
    31. В сказе “о двух великих грешниках” звучал призыв к борьбе с угнетателями. Разбойнику Кудеяру прощаются все грехи за то, что он убил пана Глуховского. Значит, борьба с панами – святое дело. Каково значение главы “Пир на весь мир” в поэме Н. А. Не­красова “Кому на Руси жить хорошо”? Глава “Пир на весь мир” показывает состояние […]...
    32. Одна из основных тем творчества Николая Алексеевича Некрасова является тема народа и их трудная, несчастная жизнь. Основное произведение творчества этого писателя, посвщенное этой теме, – “Кому на Руси жить хорошо.” В этом произведении отображаются события отмены крепостного права, последствия этого. Начинается поэма со встречи семерых мужиков: На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Они сразу начали […]...
    33. Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином… Н. А. Некрасов Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к […]...
    34. Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хо- рошо” явилась вершиной творчества поэта. В этом монументальном произведении, кото- рое по праву можно назвать эпопеей народ- ной жизни, Некрасов нарисовал панораму дореформенной и послереформенной России, показал те перемены, которые произошли в стране в это время. Сама поэма писалась в пореформенную эпоху, когда стала ясна для крестьян вся […]...
    35. Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” написана автором в стихотворной форме. Поэма состоит из четырех частей. Первая часть поэмы состоит из пяти глав и начинается с пролога. В прологе автор повествует читателю о том, что “семь мужиков” однажды решили узнать “кому живется весело, вольготно на Руси”. Спор постепенно перешел в драку. На […]...
    36. Поэма Н. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” написана после реформ Александра II и отмены крепостного права на Руси. В какой-то степени произведение повторяет сюжеты русских народных сказок, в которых главные герои отправляются в путь, пытаясь отыскать счастье. Не обходится поэма и без традиционной скатерти-самобранки и без птиц, говорящих человеческим голосом. Однако это произведение сказкой […]...
    37. Ермил Гирин – человек необычайно честный, все его любили за это, и люди тянулись к нему из-за его искренности, бескорыстного отношения к народу. Об этом свидетельствует случай, когда Ермило пришел на торги, где “сражался” с купцом за мельницу. Когда он выиграл, то должен был за мельницу тысячу рублей, но денег при себе не имел. Тогда […]...
    38. Время работы над поэмой (60-70-е годы. Спад освободительного движения и новый подъем). Источники поэмы – личные наблюдения, рассказы современников, фольклор. Замысел поэмы – странствование по России в поисках счастливого человека; постепенно странники от мысли найти конкретного человека приходят к мысли поиска счастья для всех (здесь отражается рост национального самосознания не только семи мужиков, но и […]...
    39. Поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо” (1863- 1877 гг.) отразила мучительные раздумья Н. А. Некрасова о судьбе русского крестьянства. Реформа 1861 г. стала новой формой экономической кабалы. Некрасов искренне сочувствовал тяжелой доле русского крестьянства. Он создал народную поэму о пробуждении сил народа. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” показаны и рядовые представители бедноты, и […]...
    40. Эта поэма – сама полностью этот вопрос. Мужики-спорщики решают пойти по Руси – ответ искать. Конечно, не обходится без волшебства: тут скатерть волшебная не только им готовит, но еще и стирает. Мне было очень интересно следовать за этими искателями счастья. Они думали, что счастлив богатый. Не собирались они спрашивать о счастье у крестьян и солдат. […]...

    Одним из самых известных произведений Николая Некрасова считается поэма «Кому на Руси жить хорошо», отличающаяся не только глубоким философским смыслом и социальной остротой, но и яркими, самобытными персонажами — это семь простых русских мужиков, которые собрались вместе и заспорили о том, кому «вольготно-весело живется на Руси». Впервые поэма была опубликована в 1866 году в журнале «Современник». Публикация поэмы была возобновлена уже через три года, но царская цензура, усмотрев в содержании нападки на режим самодержавия, не допустила её в печать. В полном объеме поэма была опубликована только после революции в 1917 году.

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала центральным произведением в творчестве великого русского поэта, это его идейная и художественная вершина, итог его раздумий и размышлений о судьбе русского народа и о дорогах, ведущих к его счастью и благополучию. Эти вопросы волновали поэта на протяжении всей его жизни и прошли красной нитью через всю его литературную деятельность. Работа над поэмой продолжалась 14 лет (1863-1877 гг.) и для того, чтобы создать эту «народную эпопею» как называл её сам автор, полезную и понятную для простого народа, Некрасов приложил немало усилий, хотя в итоге она так и не была закончена (задумывалось 8 глав, было написано 4). Тяжелая болезнь, а затем смерть Некрасова нарушили его планы. Сюжетная незавершенность не мешает носить произведению острый социальный характер.

    Основная сюжетная линия

    Поэма была начата Некрасовым в 1863 году после отмены крепостного права, поэтому её содержание затрагивает многие проблемы, возникшие после проведения Крестьянской реформы 1861 года. В поэме четыре главы, они объединены общим сюжетом о том, как семь простых мужиков заспорили, кому хорошо живется на Руси и кто по-настоящему счастлив. Сюжет поэмы, затрагивающей серьезные философские и социальные проблемы, построен в виде путешествия по российским деревням, их «говорящие» названия как нельзя лучше описывают российскую действительность того времени: Дырявина, Разутова, Горелова, Заплатова, Неурожайкина и т.д. В первой главе под названием «Пролог» мужики встречаются на столбовой дороге и заводят свой спор, чтобы его решить, они отравляются в путешествие по России. По дороге мужики-спорщики встречаются с самыми разными людьми, это и крестьяне, и торговцы, и помещики, и священники, и нищие, и пьяницы, они видят самые разнообразные картины из жизни людей: похороны, свадьбы, ярмарки, выборы и т.д.

    Встречая разных людей, мужики задают им один и тот же вопрос: насколько они счастливы, но и поп, и помещик жалуются на ухудшение жизни после отмены крепостного права, только единицы из всех людей, встречаемых ими на ярмарке, признают себя истинно счастливыми.

    Во второй главе под названием «Последыш» странники приходят в деревню Большие Вахлаки, жители которой после отмены крепостного права, чтобы не расстраивать старого графа, продолжают изображать из себя крепостных. Некрасов показывает читателям как их потом жестоко обманули и ограбили графские сыновья.

    Третья глава под названием «Крестьянка» описывает поиски счастья среди женщин того времени, происходит встреча странников с Матреной Корчагиной в деревне Клин, она рассказывает им о своей многострадальной судьбе и советует не искать им счастливых людей среди русских женщин.

    В четвертой главе под названием «Пир на весь мир» странствующие искатели правды попадают на застолье в селе Валахчине, там они понимают, что вопросы, которые они задают людям о счастье, волнуют всех русских людей без исключения. Идейным финалом произведения становится песня «Русь», которая зародилась в голове участника пира, сына приходского дьячка Григория Добросклонова:

    «Ты и убогая,

    ты и обильная,

    ты и всесильная

    Матушка-Русь! »

    Главные персонажи

    Вопрос о том, кто является главным героем поэмы остается открытым, формально это те мужики, которые поспорили о счастье и решили отправиться в путешествие по России, что бы решить кто прав, однако в поэме четко прослеживается утверждение, что главный персонаж поэмы - весь русский народ, воспринимаемый как единое целое. Образы мужиков-странников (Романа, Демьяна, Луки, братьев Ивана и Митродора Губиных, старика Пахома и Прова) практически не раскрыты, их характеры не прорисованы, они действуют и высказываются как единый организм, тогда как образы встречающихся им людей наоборот расписаны очень тщательно, с большим количеством подробностей и нюансов.

    Одним из ярких представителей человека из народа можно назвать сына приходского дьяка Григория Добросклонова, который подан Некрасовым как народный заступник, просветитель и спаситель. Он является одним из ключевых персонажей и описанию его образа отдана вся заключительная глава. Гриша как никто из всех близок к народу, понимает его мечты и чаяния, желает помочь ему и складывает для людей замечательные «добрые песни» приносящие окружающим радость и надежду. Его устами автор провозглашает свои взгляды и убеждения, дает ответы на поднятые в поэме острые социальные и нравственные вопросы. Такие персонажи как семинарист Гриша и честный бурмистр Ермил Гирин не ищут счастья для себя, они мечтают осчастливить всех людей сразу и посвящают этому всю свою жизнь. Главная идея поэмы вытекает из понимания Добросклонова самого понятия счастья, это чувство может в полной мере ощутить лишь тот, кто без рассуждений отдаст свою жизнь за правое дело в борьбе за народное счастье.

    Главным женским персонажем поэмы является Матрена Корчагина, описанию её трагической судьбы, типичной для всех русских женщин, посвящена вся третья глава. Рисуя её портрет, Некрасов любуется её прямой, гордой осанкой, незамысловатым одеянием и удивительной красотой простой русской женщины (глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла). Вся её жизнь проходит в тяжелой крестьянской работе, ей приходится терпеть побои мужа и наглые посягательства управляющего, ей суждено было пережить трагическую смерть своего первенца, голод и лишения. Она живет только ради своих детей, без колебаний принимает наказание розгами за своего провинившегося сына. Автор восхищен силой её материнской любви, выносливостью и сильным характером, искренне жалеет её и сочувствует все русским женщинам, ибо судьба Матрены - это судьба всех женщин-крестьянок того времени, страдающих от бесправия, нужды, религиозного фанатизма и суеверия, отсутствия квалифицированной медицинской помощи.

    Также в поэме описаны образа помещиков, их жен и сыновей (князья, дворяне), изображены помещичья прислуга (лакеи, слуги, дворовые прислужники), попы и другие священнослужители, добрые губернаторши и жестокие немцы-управляющие, артисты, солдаты, странники, огромное количество второстепенных персонажей, которые придают народной лирико-эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» то уникальное многоголосие и эпическую широту, делающие данное произведение настоящим шедевром и вершиной всего литературного творчества Некрасова.

    Анализ поэмы

    Поднятые в произведении проблемы отличаются многообразием и сложностью, они затрагивают жизнь самых различных слоев общества, это и сложный переход на новый жизненный уклад, проблемы пьянства, бедности, мракобесия, алчности, жестокости, угнетения, желания что-то изменить и т.д.

    Однако все-таки ключевая проблема данного произведения — поиски простого человеческого счастья, которое каждый из персонажей понимает по-своему. Например, богатые люди, такие как попы или помещики, думают только о собственном благополучии, это для них и есть счастье, люди победнее, такие как обычные крестьяне рады и самым простым вещам: остаться в живых после нападения медведя, пережить битье на работе и пр.

    Главная мысль поэмы — русский народ достоин быть счастливым, он это заслужил своим страданиями, кровью и потом. Некрасов был убежден, что за свое счастье необходимо бороться и не достаточно сделать одного человека счастливым, ведь это не решит всей глобальной проблемы в целом, поэма призывает думать и стремиться о счастье для всех без исключения.

    Структурные и композиционные особенности

    Композиционная форма произведения отличается своеобразностью, она построена в соответствии с законами классической эпопеи, т.е. каждая глава может существовать автономно, а все вместе они представляют собой единое целое произведение, обладающее большим количеством персонажей и сюжетных линий.

    Поэма, по мнению самого автора, относится к жанру народной эпопеи, она написана трехстопным нерифмованным ямбом, в конце каждой строки после ударных слогов идут два безударных (применение дактилической казулы), в некоторых местах для подчеркивания фольклорного стиля произведения присутствует четырехстопный ямб.

    Для того чтобы поэма была понятна простому человеку в ней использовано много простонародных слов и выражений: деревнишка, бревешко, ярмонка, пустпопляс и т.д. В поэме присутствует большое количество различных образцов народнопоэтического творчества, это и сказки, и былины, и разнообразные пословицы и поговорки, народные песни различного жанра. Язык произведения стилизован автором в виде народной песни для улучшения простоты восприятия, в то время использование фольклора считалось лучшим способом общения интеллигенции с простым народом.

    В поэме автором использовались такие средства художественной выразительности как эпитеты («солнце красное», «тени черные», сердце свободное», «люди бедные»), сравнения («выскочил, как встрепанный», «как убитые заснули мужики»), метафоры («лежит земля», «плачет пеночка», «бурлит село»). Также здесь есть место иронии и сарказму, применяются различные стилистические фигуры, такие как обращения: «Эй, дядя!», «Ой люди, люди русские!», различные восклицания «Чу!», «Эх, Эх!» и т.д.

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является высшим образцом произведения, выполненного в народном стиле всего литературного наследия Некрасова. Использованные поэтом элементы и образы русского народного фольклора придают произведению яркой самобытности, красочности и сочного национального колорита. То, что поиски счастья Некрасов сделал главной темой поэмы совсем не случайно, ведь его искал на протяжении многих тысяч лет весь русский народ, это отражено в его сказках, былинах, легендах, песнях и в других разнообразных фольклорных источниках как поиски клада, счастливой земли, бесценного сокровища. Тема данного произведения выражала самое заветное желание русского народа на протяжении всего его существования — счастливо жить в обществе, где правят справедливость и равноправие.

    Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

    «Кому на Руси жить хорошо» — одна из самых непонятных поэм школьного курса, так как автор затронул очень важную и неоднозначную тему – тему счастья человеческого. Об этом очень сложно говорить объективно, тем более, говорить от имени всей Руси, ведь понимание счастья у каждого свое. Однако Некрасов нашел выход из положения и создал такую многоликую систему образов, которая смогла вместить точки зрения всех основных сословных представителей. Они по-разному понимают жизнь, их позиции иногда противоречат авторской, поэтому читать становится еще интереснее. Как же все они представляют счастье?

    Сам автор, Николай Некрасов, соглашается с точкой зрения единственного счастливца на Руси, Гриши Добросклонова: счастье в том, чтобы помогать своему народу «становиться гражданином», у которого есть права, а не только обязанности. Служение своему народу ценой самопожертвования – вот, что приводит душу к истинной гармонии. Звучит, конечно, парадоксально: как самоотречение может сулить счастье? Но в этом и заключается истинная природа того блаженства, которого мы все хотим достичь. Личное, эгоистическое удовольствие от жизни автор противопоставляет народному, общечеловеческому счастью и приходит к выводу, что забота о своем благосостоянии не принесет духовного удовлетворения, а без него человек деградирует и, как следствие, живет неполноценно. Дело в том, что духовную жажду можно заглушить только службой чему-то большему, чем ты сам. Например, осчастливить всю Русь – это глобальная идея, она заберет всего человека, зато не оставит ему сомнений, одиночества и внутренней пустоты. Люди на такой службе чувствуют свою нужность и принадлежность к общему делу, поэтому находятся в состоянии гармонии с миром, несмотря на мрачные перспективы «чахотки и Сибири».

    Что же случится, если человек будет заботиться только о своем личном счастье? Эта деятельность принесет минутное удовлетворение, но смысла жизни она не придаст. Слишком широка душа человеческая, ее не обуздать и не исчерпать такой мелкой и суетной мыслью, как обеспечение собственного блага. Ответ на этот вопрос дает нам понять, почему же остальные герои поэмы не счастливы. Перед нами люди, симпатичные автору, но неспособные на служение глобальной идее, которая могла бы объяснить им смысл бытия и придать сил на борьбу с жизненными трудностями. Они мыслят, как рабы: если горе оказалось не таким страшным, каким могло быть, это уже счастье. У них нет высших духовных запросов, нет идеалов и целей, кроме самых простых бытовых потребностей.

    Однако нельзя обобщать. Герои Некрасова, на мой взгляд, делятся на две категории: люди, не смирившиеся с рабской долей, — это Савелий, Матрена Тимофеевна и Ермил Гирин — и их антиподы - слуги богатых помещиков, которые продают свое достоинство за уютное место. Савелий, Матрена и Ермил – не холопы, у них есть воля к свободе. Они имеют право на личное счастье, они пытаются его добиться, однако дальше своих изб, которые «с краю», они не идут и «ничего не знают». Однако мы, как и семеро мужиков, хотя бы сочувствуем их незавидной крестьянской доле. Может, они еще не созрели для служения народу. Но вот барское самодурство и замашки холопского сословия отвратительны как искателям правды, так и читателям. Эти люди – закоренелые рабы своих предрассудков, им недоступно само понятие счастья, и, как следствие смысл счастья, заложенный Некрасовым.

    Давно известно, что жить хорошо тому человеку, который чувствует себя нужным, и хорошо ему только там, где в нем нуждаются. На Руси испокон веков процветала несправедливость, поэтому народу нужен был заступник, нужен был Гриша Добросклонов – честный, самоотверженный народный характер, которому люди верили, за которым могли пойти и бороться за свои права. Счастье героев – это его счастье, он не отделяет себя от них. Вот почему счастлив именно он, вот почему на Руси жить хорошо: его жизнь приобрела смысл не только для него, но и для всех его сограждан.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!