Войти
Логопедический портал
  • В каком году начал править иван 3
  • Династия Валуа Король англии генрих 2 плантагенет
  • Что такое азот — химические свойства и соединения
  • Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г
  • Способы задания плоскости на чертеже Могут ли существовать точки вне заданной плоскости
  • Классный час "Сдадим ОГЭ успешно" (9 класс)
  • 1 я памятник себе воздвиг нерукотворный. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»: анализ

    1 я памятник себе воздвиг нерукотворный. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»: анализ

    Памятник А.С.Пушкину в Царском Селе (фото автора статьи, 2011)

    Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» написано в 1836 году, за полгода до гибели Пушкина. Не самые лучшие времена переживал тогда поэт. Критики не жаловали его, царём были запрещены в печати лучшие работы, в светском обществе распускались сплетни по поводу его персоны, в семейной жизни всё было далеко не безоблачно. Поэт был стеснён в денежных средствах. Да и друзья, даже самые близкие, с прохладцей относились ко всем его тяготам.

    Вот в такой непростой обстановке Пушкин пишет поэтическую работу, которая со временем становится исторической.

    Поэт как будто бы подводит итог своему творчеству, искренне и откровенно делится мыслями с читателем, оценивая свой вклад в русскую и мировую литературу. Верная оценка своих заслуг, понимание грядущей славы, признания и любви потомков – всё это способствовало тому, чтобы помочь поэту спокойно относиться к клевете, обидам, «не требовать от них венца», быть выше этого. Об этом Александр Сергеевич говорит в последней строфе произведения. Возможно, именно тягостные думы о непонимании и недооценке его современниками и подвигли поэта написать это важное стихотворение.

    «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» в какой то степени является подражанием известному стихотворению «Памятник» (в основе которого в свою очередь, лежит стих Горация). Пушкин следует за текстом Державина, однако вкладывает в свои строчки совершенно другой смысл. Александр Сергеевич вещает нам о своей «непокорности», о том, что его «памятник» выше памятника Александру I, «Александрийского столпа» (мнения литературных исследователей о каком памятнике идёт речь, расходятся). И о том, что народ будет постоянно приходить к его памятнику, и дорога к нему не зарастёт. И пока в мире будет существовать поэзия, «пока в подлунном мире жив будет хоть один пиит», слава поэта не померкнет.

    Пушкин знает точно, что все многочисленные народы, входящие в состав «Руси великой», будут относиться к нему, как к своему поэту. Любовь народа и вечное признание Пушкин заслужил уже тем, что его поэзия пробуждает в людях «добрые чувства». А также и тем, что он «восславил свободу», боролся, как умел, создавая свои важные произведения. И никогда не переставал верить в лучшее, а для «падших» просил «милости».

    Анализируя стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», мы понимаем, что это произведение — философское размышление о жизни и творчестве, это выражение своего поэтического предназначения.

    По жанру стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» – ода. В её основе лежат главные пушкинские принципы: свободолюбие, гуманность.

    Размер стихотворения — шестистопный ямб. Он великолепно передаёт решительность и ясность мыслей поэта.

    В произведении не только «фразеологические сочетания, но и отдельно взятое слово, влечет за собой целый круг ассоциаций и образов, теснейшим образом связанных с той стилистической традицией, которая была привычной для поэтов – лицеистов».

    Количество строф в стихотворении – пять. Последняя строфа выдержана в торжественно-спокойном тоне.

    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

    Функция полисиндетона — «побуждать читателя к обобщению, к восприятию ряда деталей, как цельного образа. Видовое складывается при восприятии в родовое, а именно — «народы Российской империи».

    Идея стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» скорее всего, навеяна воспоминаниями Пушкина . Именно он, ближайший и преданный друг Александра Сергеевича, первым понял величие Пушкина и предсказал ему бессмертную славу. При жизни Дельвиг во многом помогал поэту, был утешителем, защитником, и в чём-то даже учителем Пушкина. Предчувствуя скорую кончину и прощаясь с творческой деятельностью, Пушкин как бы соглашался с словами Дельвига, утверждал, что его пророчества сбудутся, вопреки недалёким глупцам, которые губят поэта так, как погубили за пять лет до того его собрата «по музе и судьбам», самого Дельвига.

    Я памятник себе воздвиг нерукотворный… (А.С.Пушкин)

    (полный текст стихотворения)
    Exegi monumentum *.

    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастёт народная тропа,
    Вознёсся выше он главою непокорной
    Александрийского столпа.

    Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
    Мой прах переживёт и тленья убежит -
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.

    Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
    И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгуз, и друг степей калмык.

    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокой век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.

    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно,
    И не оспоривай глупца.

    *) Я памятник воздвиг.. (начало стихотворения Горация)

    В продолжение .

    Дело в том, что священник ничего сам не менял. Он только восстановил дореволюционную издательскую версию.

    После смерти Пушкина, сразу вслед за выносом тела, Василий Андреевич Жуковский запечатал кабинет Пушкина своей печатью, а затем получил разрешение перенести рукописи поэта к себе на квартиру.

    Все последующие месяцы Жуковский занимается разбором рукописей Пушкина, подготовкой к изданию посмертного собрания сочинений и всеми имущественными делами, став одним из трех опекунов детей поэта (по выражению Вяземского, ангелом-хранителем семьи).

    И ему хотелось, чтобы произведения, которые не могли бы в авторской версии пройти цензуру, все же были опубликованы.

    И тогда Жуковский начинает редактировать. То есть менять.

    За семнадцать лет до смерти гения Жуковский подарил Пушкину ее свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму Руслан и Людмила. 1820 года марта 26, великая пятница »

    В 1837 учитель садится править сочинения ученика, которые никак не могут пройти аттестационную комиссию.
    Жуковский, вынужденный представить Пушкина потомству, как «верноподданного и христианина».
    Так в сказке «О попе и работнике его Балде» попа заменяет купец.

    Но были и более важные вещи. Одно из самых известных усовершенствований Жуковским пушкинского текста - это знаменитый «Я памятник себе воздвиг нерукотворный ».


    Вот оригинальный пушкинский текст в оригинальной орфографии:

    Exegi monumentum


    Я памятникъ себѣ воздвигъ нерукотворный;
    Къ нему не зарастетъ народная тропа;
    Вознесся выше онъ главою непокорной
    Александрiйскаго столпа.

    Нѣтъ! весь я не умру! Душа въ завѣтной лирѣ
    Мой прахъ переживетъ и тлѣнья убѣжитъ —
    И славенъ буду я, доколь въ подлунномъ мiрѣ
    Живъ будетъ хоть одинъ пiитъ.

    Слухъ обо мнѣ пройдетъ по всей Руси великой,
    И назоветъ меня всякъ сущiй въ ней языкъ:
    И гордый внукъ славянъ, и финнъ, и нынѣ дикiй
    Тунгузъ, и другъ степей калмыкъ.

    И долго буду тѣмъ любезенъ я народу,
    Что чувства добрыя я лирой пробуждалъ,
    Что въ мой жестокiй вѣкъ возславилъ я свободу,
    И милость къ падшимъ призывалъ.

    Велѣнью Божiю, о муза, будь послушна:
    Обиды не страшась, не требуя вѣнца,
    Хвалу и клевету прiемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.

    Этому стихотворению А.С. Пушкина посвящена огромная литература. (Существует даже специальная двухсотстраничная работа: Алексеев М. П. «Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг...». Л., «Наука», 1967.). По своему жанру это стихотворение восходит к длинной вековой традиции. Можно анализировать чем предшествовавшие русские и французские переводы и переложения Оды (III.XXX) Горация отличаются от пушкинского текста, что внес Пушкин в трактовку темы и т.д. Но соревноваться с Алексеевым в пределах краткого поста не стоит.

    Окончательный пушкинский текст - уже подвергнут самоцензуре. Если смотреть на

    черновые варианты , то мы видим более четко, что собственно хотел сказать Александр Сергеевич более точно. Видим направленность.

    В первоначальном варианте было: «Что въ слѣдъ Радищеву возславилъ я свободу »

    Но и глядя на окончательный вариант, Жуковский понимает, что это стихотворение цензуру не пройдет.

    Чего стоит хотя бы этот упомянутый в стихотворение «Александрийский столп ». Понятно, что имеется ввиду не архитектурное чудо «Помпеев столб» в далекой египетской Александрии, а колонна в честь Александра Первого в городе Петербурге (особенно если учесть, что оно находится по соседству с выражением «главою непокорной»).

    Пушкин противопоставляет свою „нерукотворную“ славу памятнику материальной славы, созданному в честь того, кого он называл „врагом труда, нечаянно пригретым славой“. Противопоставление, которое сам Пушкин также не мог и мечтать видеть в печати, как и сожженную главу своего „романа в стихах“.

    Александровская колонна незадолго до пушкинских стихов была воздвигнута (1832 г.) и открыта (1834 г.) вблизи от места, где позже находилась последняя квартира поэта.

    Колонна была прославлена как символ нерушимой самодержавной власти в ряде брошюр и стихов „шинельных“ стихотворцев. Пушкин, уклонившийся от присутствия на торжестве открытия колонны, в своих стихах безбоязненно заявил, что его слава выше Александрийского столпа.

    Что делает Жуковский? Он заменяет «Александрийского » на «Наполеонова ».

    Вознесся выше он главою непокорной
    Наполеонова столпа.


    Вместо противостояния "Поэт-Власть" появляется оппозиция "Россия-Наполеон". Тоже ничего. Но о другом.

    Еще большая проблема со строчкой: «Что в мой жестокий век восславил я свободу » — это прямое напоминание о бунтарской оды «Вольность» молодого Пушкина, той воспетой «свободы», что стало причиной его шестилетней ссылки, а позже — тщательного жандармского наблюдения над ним.

    Что делает Жуковский?

    Вместо:

    И долго буду тем любезен я народу,

    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал

    Жуковский ставит:


    Что чувства добрые я лирой пробуждал,

    И милость к падшим призывал


    Как
    писал об этих подменах великий текстолог Сергей Михайлович Бонди:

    Подмена одного стиха в предпоследней строфе другим, сочиненным Жуковским, совершенно изменила содержание всей строфы, придала новый смысл даже тем стихам Пушкина, которые Жуковский оставил без изменения.

    И долго буду тем народу я любезен...

    Здесь Жуковский только переставил слова пушкинскою текста («И долго буду тем любезен я народу»), для того чтобы избавиться от пушкинской рифмы «народу» — «свободу».

    Что чувства добрые я лирой пробуждал.. .

    Слово «добрые» имеет в русском языке множество значений. В данном контексте («чувства добрые») может быть выбор только между двумя значениями: «добрые» в смысле «хорошие» (ср. выражения «добрый вечер», «доброго здоровья») или в моральном смысле — «чувства доброты по отношению к людям». Переделка Жуковским следующего стиха придает выражению «чувства добрые» именно второй, моральный смысл.

    Что прелестью живой стихов я был полезен
    И милость к падшим призывал.

    «Живая прелесть» стихов Пушкина не только радует читателей, доставляет им эстетическое наслаждение, но (по Жуковскому) и приносит им прямую пользу. Какую пользу, ясно из всего контекста: стихи Пушкина пробуждают чувства доброты к людям и призывают милостиво относиться к «падшим», то есть согрешившим против нравственного закона, не осуждать их, помогать им».

    Интересно, что Жуковский умудрился сотворить совершенно антипушкинскую по своему содержанию строфу. Он подменил. Он поставил вместо Моцарта Сальери.

    Ведь именно завистливый отравитель Сальери, уверенный, что талант даётся за прилежность и усердие требует от искусства пользы иупрекает Моцарта: « Что пользы, если Моцарт будет жить и новой высоты ещё достигнет?» и.д. А вот Моцарту на пользу наплевать. «Нас мало избранных, счастливцев праздных, пре-небрегающих презренной пользой, единого прекрасного жрецов .» И у Пушкина совершенно моцартовское отношение к пользе. «Тебе бы пользы всё - на вес кумир ты ценишь Бельведерский ».

    А Жуковский ставит «Что прелестью живой стихов я был ПОЛЕЗЕН »

    1870 году в Москве был создан комитет по сбору пожертвований на установку памятника великому русскому поэту А.С.Пушкину. В результате конкурса жюри выбрало проект скульптора А.М.Опекушина. 18 июня 1880 года состоялось торжественное открытие памятника.

    На пьедестале с правой стороны было вырезано:
    И долго буду тем народу я любезен,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал.

    В таком виде памятник простоял 57 лет. Уже после революции, находящаяся в изгнание Цветаева

    возмущалась в одной из своих статей: «Несмытый и несмываемый позор. Вот с чего должны были начать большевики! С чем покончить! Но лже-строки красуются. Ложь царя, ставшая ныне ложью народа».

    Большевики исправят строчки на памятнике.


    Как ни странно именно жесточайший 1937 год станет годом посмертной реабилитации стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

    Старый текст срубили, поверхность отшлифовали, камень вокруг новых букв вырубили на глубину 3 миллиметра, что создало светло-серый фон для текста. Кроме того, вместо двустиший высекли четверостишья, а устаревшую грамматику заменили современной.

    Это произошло на столетний юбилей со дня смерти Пушкина, который в СССР праздновали со сталинским размахом.

    А к 150-летию со дня рождения стихотворение пережило другое усечение.

    Сто пятьдесят лет со дня рождения Пушкина (в 1949 году) страна отмечала не так громко, как двухсотлетие, но все-таки достаточно помпезно.

    Было, как водится, торжественное заседание в Большом театре. В президиуме сидели члены Политбюро и другие, как принято тогда было говорить, «знатные люди нашей Родины».

    Доклад о жизни и творчестве великого поэта делал Константин Симонов.

    Само собой, и весь ход этого торжественного заседания, и симоновский доклад транслировались по радио на всю страну.

    Но широкие народные массы, — особенно где-нибудь там, в глубинке, — большого интереса к этому мероприятию не проявляли.


    Во всяком случае, в маленьком казахском городке, на центральной площади которого был установлен репродуктор, никто — в том числе и местное начальство — не ожидал, что доклад Симонова вдруг вызовет у населения такой жгучий интерес.


    Репродуктор хрипел что-то свое, не слишком разборчивое. Площадь, по обыкновению, была пуста. Но к началу торжественного заседания, транслировавшегося из Большого театра, вернее — к началу симоновского доклада — вся площадь вдруг заполнилась толпой всадников, прискакавших неведомо откуда. Всадники спешились и молча застыли у репродуктора
    .


    Менее всего были они похожи на тонких ценителей изящной словесности. Это были совсем простые люди, худо одетые, с усталыми, изможденными лицами. Но в казенные слова симоновского доклада они вслушивались так, словно от того, что сейчас скажет там, в Большом театре, знаменитый поэт, зависела вся их жизнь.

    Но в какой-то момент, где-то примерно в середине доклада, они вдруг потеряли к нему всякий интерес. Вскочили на своих лошадок и ускакали — так же неожиданно и так же стремительно, как появились.

    Это были сосланные в Казахстан калмыки. И примчались они из дальних мест своего поселения в этот городок, на эту площадь, с одной-единственной целью: услышать, произнесет ли московский докладчик, когда он будет цитировать текст пушкинского «Памятника» (а он ведь непременно будет его цитировать! Как же без этого?), слова: «И друг степей калмык».

    Если бы он их произнес, это означало бы, что мрачная судьба сосланного народа вдруг озарилась слабым лучом надежды.
    Но, вопреки их робким ожиданиям, Симонов этих слов так и не произнес.

    «Памятник» он, конечно, процитировал. И даже соответствующую строфу прочел. Но — не всю. Не до конца:

    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
    Тунгус…

    И — всё. На «тунгусе» цитата была оборвана.

    Я тоже слушал тогда (по радио, конечно) этот доклад. И тоже обратил внимание на то, как странно и неожиданно переполовинил докладчик пушкинскую строку. Но о том, что стоит за этой оборванной цитатой, узнал гораздо позже. И историю эту про калмыков, примчавшихся из дальних мест, чтобы послушать симоновский доклад, мне тоже рассказали потом, много лет спустя. А тогда я только с удивлением отметил, что при цитировании пушкинского «Памятника» у докладчика почему-то пропала рифма. И очень удивился, что Симонов (поэт все-таки!) ни с того ни с сего вдруг изувечил прекрасную пушкинскую строку.

    Пропавшую рифму Пушкину вернули лишь восемь лет спустя. Только в 57-м (после смерти Сталина, после XX съезда) сосланный народ возвратился в родные калмыцкие степи, и текст пушкинского «Памятника» мог наконец цитироваться в своем первозданном виде. Даже со сцены Большого театра».
    Бенедикт Сарнов «


    Сравнительный анализ произведений разных авторов

    Сценарный план урока литературы в 9 классе по программе В.Я. Коровиной.
    Технология учебно-исследовательской деятельности
    по сравнительному анализу произведений разных авторов.

    Тема урока: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
    Сравнительный анализ произведений разных авторов.
    Цель урока: - создать условия для исследовательской деятельности обучающихся;
    - научить сравнительному анализу текстов художественной литературы;
    - развивать основные виды речевой деятельности;
    - воспитывать чувство патриотизма, формировать гражданское сознание.
    Планируемый
    результат обучения,
    в том числе
    формирование УУД

    Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

    Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, формулировать выводы, самостоятельно организовывать деятельность.

    Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать произведение, понимать и формулировать тему, идею, пафос литературного произведения; определение композиции стихотворения, изобразительно-выразительных средств, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

    Познавательные УУД: осуществлять запись информации различными способами; осуществлять анализ и синтез в научном поиске; обобщать, устанавливать аналогии.

    Коммуникативные УУД: использовать языковые ресурсы для решения задач учебного поиска; формулировать, аргументировать собственное мнение, учитывать и координировать в сотрудничестве мнения других.

    Личностные УУД: способность к самооценке, ориентация в нравственном пространстве общества, осознание чувства гражданственности, обретение собственной позиции в оценке произведений искусства.

    Регулятивные УУД: планировать деятельность, проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве, осуществлять контроль, оценивать результаты.

    Основные понятия: идея произведения, ода, исторический комментарий, изобразительно-выразительные средства, композиция, перевод, переложение, позиция автора.
    Межпредметные связи: русский язык, история, мировая художественная культура.
    Ресурсы: тексты произведений, учебник, мультимедийное оборудование

    Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося
    Оргмомент Познавательные УУД: планирование работы, сбор информации для урока. Установление тематических рамок содержания работы; мотивация учебной деятельности; создание эмоционального компонента. Восприятие информации; сообщение о подготовительном этапе к уроку: собрана информация, подготовлена выставка книг, проведен соцопрос, выполнено домашнее задание.
    Целеполагание
    и мотивация
    Регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя, учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Контроль за речевой деятельностью обучающихся; внесение корректив в ответы. Оценка подготовительного этапа к исследованию. Формулирование познавательной цели;
    определение методов информационного поиска;
    направления исследовательской работы; сообщение о подготовительном этапе к уроку:
    -собрана информация;
    -подготовлена выставка книг;
    -проведен соцопрос;
    -выполнено домашнее задание.
    Актуализация знаний Коммуникативные: устная речь, аргументация мнения, формулирование выводов Определение правил работы в группах. Демонстрация фильма о Горацие. Демонстрация слайдов о поэтах. Подведение итогов социологического опроса, демонстрация схем и диаграмм, формулирование выводов по результатам соцопроса. Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы в результате исследования. Чтение наизусть стихотворений.
    Выявление причин
    затруднения и
    постановка цели
    деятельности
    (постановка
    учебной задачи)
    Регулятивные:поиск средств осуществления цели учебной деятельности. Познавательные: соотносить объекты и линии сравнения. Организация работы обучающихся в группах, инструктаж. Контроль за временем. Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы в результате исследования. Работа с таблицей. Распределение задания внутри групп самими обучающимися.
    Построение
    проекта выхода
    из затруднения
    («открытие» детьми
    нового знания)
    Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта. Регулятивные: осуществление действий по созданию общего проекта. Направляет работу, контролирует логичность и целесообразность выбора линий сравнения. Оформление результатов исследовательской работы в таблице, создание синквейнов. Формулируют выводы по каждой линии сравнения. Выстраивают работу в группах.
    Реализация
    построенного
    проекта
    Коммуникативные: общение, устная речевая деятельность. Познавательные: выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений. Организует сообщения обучающихся. Построение осознанного произвольного речевого высказывания в устной форме; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного сотрудничества в поиске информации.
    Первичное
    закрепление
    во внешней речи
    Коммуникативные: готовность выслушать других, аргументация точки зрения. Познавательные: умение оформлять информацию в требуемой форме, установление аналогии и причинно-следственных связей. Корректирование собственных затруднений, участие в коллективном обсуждении полученного результата работы.
    Самостоятельная
    работа
    c самопроверкой
    по эталону
    Регулятивные: соотнесение результатов своей деятельности с целью занятия, оценка успешности работы группы и самооценка, понимание причин неуспеха. Коммуникативные: уместное использование оценочной лексики. Демонстрирует образец таблицы на экране. Оценивание работы по сравнительному анализу. Оценивание качества и уровня исследовательской работы.
    Включение
    в систему знаний
    и повторение
    Регулятивные: формулирование выводов. Коммуникативные: умение формулировать гипотезу дальнейшего научного поиска. Комментирование домашнего задания. Фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности, постановка целей последующей деятельности.

    1. Оргмомент.

    Сегодня мы работаем в группах. Вы сами определили функции каждого участника группы. Выполнили домашнее задание. Получили рабочую папку с материалами для работы.

    2. Целеполагание и мотивация.
    Представление темы урока.
    Просмотр фильма о Горации.

    Что делает человека бессмертным? Героические поступки? Богатство? Чины? А в чем поэты, люди искусства, видели свое бессмертие?

    Один из них жил в первом веке до нашей эры, участвовал в сражениях, но предпочел жизнь свою посвятить литературе. Другой тоже воевал, был и губернатором, и сенатором, награды имел государственные, но счастье нашел в творческой деятельности. А третий не был ни воином, ни политиком. Он сразу ощутил себя поэтом.

    Между первым и третьим пролегло почти два тысячелетия, но дело, которому они посвятили себя, стирает преграды веков. Ведь мы говорим о поэзии, о ее вечности, о ее бессмертии.

    Как давно вы услышали тему урока?

    Почему тема была заявлена уже на первом уроке?

    Как мы готовились к этому уроку?

    Каковы результаты соцопроса?

    ВОПРОСЫ ДЛЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

    1.Как вы понимаете значение слова «памятник»?

    2.Каким людям установлены памятники в нашем городе?

    3.Какие архитектурные сооружения в Судже носят названия памятников?

    4.Нужно ли устанавливать памятники на могилах родственников?

    5.Какой памятник можно назвать вечным?

    Демонстрация презентации результатов соцопроса. Один из учащихся комментирует результаты опроса.

    В опросе участвовало 26 обучающихся 11 классов. Большинство из них понимают значение слова «памятник» как скульптурное сооружение в честь кого-либо или какого-либо события. Названы памятники Ленину, Щепкину. Архитектурные памятники верно назвали только несколько опрошенных. Наибольшее затруднение вызвал пятый вопрос. 13 человек отказались отвечать на него, только двое ответили правильно.

    Из результатов опроса мы видим, что тема памяти волнует людей. Каждый человек задумывается о том, что жизнь человеческая не может быть бесконечной. Как можно сохранить имя свое и после смерти? Как и чем наполнить душу свою бессмертную, чтобы она стала бессмертной не только в христианском смысле?

    Какую же цель мы ставим перед собой на уроке и добиваемся ее выполнения?
    (Цель: В результате сравнительного анализа стихотворений понять, что открыл миру Гораций? Что заставило Ломоносова и Державина обратиться к нему? Почему Пушкин тоже развивает идеи древнеримского поэта?)

    Мною предложен способ достижения цели. Вы должны были его понять из формулировок домашнего задания. Составление и заполнение таблицы – один из видов оформления научных исследований, и мы на сегодняшнем уроке будем совершенствовать это универсальное учебное действие.

    3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Сама таблица перед вами. В первой линии сравнения допущены фактические ошибки. Проверяем домашнее задание первой группы, находим фактические ошибки в предложенном историческом комментарии.

    Домашнее задание второй группы. Толкование непонятных слов и выражений.

    Авфид – река в Италии, на родине Горация.
    Алцейская лира – лира Алцея (Алкея). 6 век до н.э.
    Дельфийский лавр – лавр из города Дельфы, из храма Аполлона.
    Стихи эольски – стихи эолийского племени (Сапфо и Алкея) считались образцом в древнегреческой лирике.
    Аквилон – северный ветер.
    Давнус –легендарный царь Апулии, родины Горация.
    Мельпомена – муза трагедии.
    Фелица – героиня оды Державина. Имя заимствовано из сказки Екатерины 11. Ода «Фелица» посвящена Екатерине.
    Александрийский столп – памятник Александру 1 на Дворцовой площади в честь победы над Наполеоном.

    Мы с вами на предыдущем уроке познакомились с текстами произведений. Пусть они прозвучат сегодня в вашем исполнении. (Выразительное чтение наизусть.)

    Тексты исследуемых произведений.

    Гораций «К Мельпомене»
    (1 век до н.э.)
    перевод Ломоносова (1747)
    Державин «Памятник» (1795) Пушкин
    «Я памятник себе воздвиг
    нерукотворный…» (1836)
    Exegi monumentum

    Я знак бессмертия себе воздвигнул
    Превыше пирамид и крепче меди,
    Что бурный Аквилон сотреть не может,
    Ни множество веков, ни едка древность.

    Не вовсе я умру, но смерть оставит
    Велику часть мою, как жизнь скончаю.
    Я буду возрастать повсюду славой,
    Пока великий Рим владеет светом.

    Где быстрыми шумит струями Авфид,
    Где Давнус царствовал в простом народе,
    Отечество мое молчать не будет,
    Что мне беззнатный род препятством не был,

    Чтоб внесть в Италию стихи эольски
    И первому звенеть Алцейской лирой.
    Взгордися праведной заслугой, муза,
    И увенчай главу дельфийским лавром.

    Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
    Металлов тверже он и выше пирамид,
    Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
    И времени полет его не сокрушит.

    Так! – весь я не умру, но часть меня большая,
    От тлена убежав, по смерти станет жить,
    И слава возрастет моя, не увядая,
    Доколь славянов род вселенна будет чтить.

    Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
    Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
    Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
    Как из безвестности я тем известен стал,

    Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
    О добродетелях Фелицы возгласить,
    В сердечной прстоте беседовать о Боге
    И истину царям с улыбкой говорить.

    О Муза! Возгордись заслугой справедливой,
    И презрит кто тебя, сама тех презирай;
    Непринужденною рукой неторопливой
    Чело твое зарей бессмертия венчай.

    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознесся выше он главою непокорной
    Александрийского столпа.

    Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит –
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.

    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.

    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

    Веленью Божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца;
    Хвалу и клевету приемли равнодушно,
    И не оспоривай глупца.

    Третья группа определяла линии сравнения этих произведений. Какие линии они нам предлагают и почему? Идея, композиция, средства выразительности, авторская позиция, образы стихотворения.

    4. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

    Как правильно выстроить предложенные линии? Давайте определим последовательность этих линий. (На доске карточки расположить вертикально в нужной последовательности.)

    Итак, работая в группах, в сотрудничестве мы приступаем к заполнению таблицы.

    5. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

    Распределение работы самими обучающимися в группах: руководитель, секретарь, помощники.

    Группы используют словари литературоведческих терминов.

    6. Реализация проекта.

    Оформление результатов исследовательской работы в таблице.

    СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
    ОБЪЕКТЫ СРАВНЕНИЯ
    Линия сравнения Гораций
    (пер. Ломоносова)
    «К Мельпомене»
    Державин
    «Памятник»
    Пушкин
    «Я памятник себе
    воздвиг нерукотворный…»
    Дата создания.
    Краткая характеристика эпохи (важные события в жизни страны, правители, судьба поэта
    Гораций – 1 век до н.э.
    Ломоносов -1747г.
    Отец – вольноотпущенный раб. Гораций – участник гражданской войны на стороне Брута. Автор «Науки поэзии». Перевел с греческого Алкея, Анакреонта, Сапфо. Признан в Италии классиком литературы.
    18 в. (1795г.)
    Статс-секретарь при Екатерине Второй, сенатор, губернатор. Член Верховного Совета при Павле, министр юстиции при Александре. Кавалер нескольких орденов.
    19в.(1836г.)
    Один из первых выпускников Царскосельского Лицея, открытого Александром Первым. При жизни удостоен славы великого поэта. Реформатор русского литературного языка. Сочувствовал дворянам, восставшим против правительства (1825г.)
    Жанр Ода (сам Гораций называл лирическим стихотворением Ода эпохи классицизма. За образец взята ода Горация. Ода. Торжественное, лиричное и философское произведение
    Идея Поэтическое творчество- это памятник, «знак бессмертия». Поэзия бессмертна, она могущественнее сил природы. Поэтическое творчество бессмертно, если исполнено Божьего веления, пробуждает добрые чувства.
    Композиция.
    1.Вступление.
    2.Главная часть.
    3.Заключение.
    1.Воздвиг необычный памятник («знак бессмертия»).
    2. Заслуги (перевел греческую поэзию).
    3.Обращение к музе.
    (Лавровый венец.)
    1.Воздвиг вечный памятник.
    2.Заслуги (простой слог, правдивость).
    3.Обращение к музе. (Будь бессмертной.)
    1.Воздвиг «нерукотворный памятник».
    2. Добро, милосердие, свободолюбие в творчестве дарят бессмертие.
    3.Обращение к Музе. (Будь послушна Божьему веленью.)
    Центральный образ стихотворения
    (создание синквейнов)
    ПАМЯТНИК
    высокий, крепкий
    не умру, воздвигнул буду возрастать, звенеть, внес,
    «Возгордися праведной заслугой, муза!»
    Алцейская лира.
    ПАМЯТНИК
    чудесный, вечный
    не умру, будет помнить, дерзнул, беседовать, говорить
    «О муза! Возгордись заслугой справедливой…»
    Забавный русский слог и истина.
    ПАМЯТНИК
    нерукотворный, священный
    не умру, восславил, призывал, пробуждал, переживет
    «Веленью Божию, о муза, будь послушна…»
    «Душа в заветной лире…»
    Средства выразительности:
    -эпитеты;
    -метафоры;
    -олицетворения;
    -оксюморон;
    Великий, праведной.
    Смерть оставит велику часть мою…
    Возгордися праведной заслугой, муза.
    Звенеть Алцейской лирой.
    Чудесный, вечный.
    Полет времени.
    О муза! Возгордись…
    Нерукотворный, непокорная, заветная, гордый, дикой, добрые, жестокий.
    Слух пройдет.
    Веленью Божию, о муза, будь послушна..
    Особенности лексики Слова высокого стиля:
    владеет, велика часть, Отечество, знак бессмертия.
    Слова высокого стиля:
    сокрушит, тлен, возрастет, доколь, безвестность, возгордись.
    Слова высокого стиля:
    воздвиг, нерукотворный, вознесся, душа, заветный, славен, пиит, восславил, падшие, веленье, хвала, приемли.
    Особенности синтаксиса Сложные конструкции, обращение. Ряды однородных членов,
    обращение.
    Ряды однородных членов, обращение, обособленные члены предложения.
    Многосоюзие.
    Авторская позиция Заслугу свою видит в том, что открыл новое в поэзии, перевел греческие стихи.
    Гордится Римом.
    Восхищается Родиной, славянами. Считает, что творчество подарит ему бессмертие за правдивость и «забавный русский слог». Уверен в бессмертии как истинный христианин. «Душа в заветной лире» нетленна. Нерукотворный памятник поэзии – исполнение воли Бога.
    Отношение к авторской позиции и к ее художественному воплощению. Вызывает интерес у многих поэтов как аксиома бессмертия. Первым представил поэтическое творчество как вечный памятник. Впервые идея Горация «пересажена на русскую почву». Учит любви к Отечеству. Звучит легко и возвышенно, завораживает, пленяет мыслью и чувствами.
    Созданы законы поэтического бессмертия для всех поэтов земли.
    Значимость произведения в контексте творчества автора и мировом литературном процессеы Наследие Горация вызвало огромное количество подражаний. В русской литературе к ней обращались 32 поэта. Во многих вузах по творчеству Горация осваивают латинский язык. Создал первое русское переложение оды Горация.
    «Он пел и славил Русь святую. Он выше всех на свете благ общественное благо ставил» (К. Рылеев о Державине)
    В творчестве Пушкина тема поэта и поэзии – одна из ведущих тем. Данное стихотворение является завещанием и манифестом поэта, оно развивает идею стихотворения «Пророк». Строки этого стихотворения высечены на цоколе первого памятника поэту в Москве.

    7. Первичное закрепление во внешней речи.

    Обучающиеся заполняют таблицу в каждой группе, комментируя, обобщая, делая выводы по каждой линии сравнения.

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    Учитель ориентируется на готовый продукт работы, но приветствует творческий подход и нестандартность мышления. Одно из заданий выполняется в технологии синквейна, если обучающиеся подготовлены к этому. Каждая группа работает с одним произведением.

    9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Готовый учебный продукт (таблица сравнительного анализа) воспроизводится на доске. Обучающиеся сравнивают результаты своей деятельности и образец и делают выводы.

    Гораций (Квинт Гораций Флакк) родился в 65 году до н.э. в Венузуи, на юге Италии. Отцом его был отпущенный на волю раб. Получил образование в Риме, участвовал в гражданской войне, начавшейся после убийства Цезаря. Командовал легионом в армии Брута.

    После поражения и амнистии посвящает себя поэзии. Создает политические стихи, сатиры, оды, послания. Главным в произведении он считал идейность. Любимый поэт многих государственных деятелей Европы и России. Ода «Памятник» привлекала внимание многих поэтов. Первый перевод с латинского в России сделал Ломоносов.

    Ломоносов (Гораций): поэт воздвигнул «знак бессмертия», ни бурный Аквилон, ни века не могут его разрушить; посмертная слава будет возрастать, пока великий Рим владеет миром. Свою заслугу видит в том, что греческие стихи внес в Италию.Ода переведена в 1747году.

    Державин: воздвиг вечный памятник; слава возрастет, «доколь славянов род вселенна будет чтить»; заслуги видит в простоте и правдивости слога. Державин на основе текста Горация создал свое произведение. Стихотворение написано в 1795 году. Первоначальное название «К Музе. Подражание Горацию».

    Белинский писал: «Хотя мысль этого превосходного стихотворения взята Державиным из Горация, но он умел выразить в такой оригинальной, одному ему свойственной форме, так хорошо применить ее к себе, что честь этой мысли принадлежит ему, как и Горацию».

    Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» в 1836 году. Это и исповедь, и завещание, и манифест поэта. Эпиграф указывает на прямое продолжение традиций Горация. Для поэта главное в творчестве само творчество, «чувства добрые», свобода и «милость к падшим» возводят поэта в ранг пророка и учителя. Заключительная строфа – это духовная программа Пушкина: нужно подчиняться только Божьему велению.

    10. Рефлексия деятельности (итог урока).

    Что вы можете сказать о нашей работе на сегодняшнем уроке? Что понравилось в работе? Какой элемент урока стал самым ярким? Что можно было бы сделать по-другому?

    Какие жизненные уроки мы извлекли?

    Дополнительный демонстрационный материал:

    Cтихотворение Пушкина в исполнении Владимира Яхонтова (видеоклип).



    Домашнее задание рассчитано на то, что вы еще раз вернетесь к тексту стихотворений. Предлагаю три задания на выбор. Каждый из вас самостоятельно решит, что интереснее для дальнейших размышлений над строками стихотворений.

    Домашнее задание.

    1. Найти опечатку в тексте стихотворения Горация (пер. Ломоносова). Как эта опечатка изменяет смысл стихотворения?

    2. Проанализируйте статью учебника литературы для 8 класса средней школы под редакцией А.Г. Алексина (1986), посвященную стихотворению А.С. Пушкина. С какими выводами автора статьи вы не согласны и почему?

    3. К оде Горация обращались многие русские поэты (более 30). Почему идеи древнеримского поэта вызвали такой интерес у многих читателей и писателей?

    Выберите одно из заданий и выполните его письменно.

    Оценки за урок выставляют группы. Учитель предлагает и свои критерии оценивания, и баллы, используя таблицу наблюдений за работой обучающихся.

    Перечитываю стихотворение Пушкина «Памятник». Потрясающая вещь! И заразительная. После него многие поэты в той или иной форме тоже стали сооружать себе стихотворные памятники. Но пошла эта памятникомания не от Пушкина, а из глубины веков от Горация. Ломоносов был первым в русской литературе 18 века, кто перевел стих Горация. Звучит этот перевод так:

    Я знак бессмертия себе воздвигнул8
    Превыше пирамид и крепче меди,
    Что бурный аквилон сотреть не может,
    Ни множество веков, ни едка древность.
    Не вовсе я умру; но смерть оставит
    Велику часть мою, как жизнь скончаю.
    Я буду возрастать повсюду славой,
    Пока великий Рим владеет светом.

    От Горация и пошла эта памятникомания. На основе текста Горация, написал свой «Памятник» и Державин.

    Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
    Металлов тверже он и выше пирамид;
    Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
    И времени полет его не сокрушит.
    Так! - весь я не умру, но часть меня большая,
    От тлена убежав, по смерти станет жить,
    И слава возрастет моя, не увядая,
    Доколь славянов род вселенна будет чтить.
    Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
    Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
    Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
    Как из безвестности я тем известен стал,
    Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
    О добродетелях Фелицы возгласить,
    В сердечной простоте беседовать о боге
    И истину царям с улыбкой говорить.
    О муза! возгордись заслугой справедливой,
    И презрит кто тебя, сама тех презирай;
    Непринужденною рукой неторопливой
    Чело твое зарей бессмертия венчай

    За ним пишет свой знаменитый "Памятник" Пушкин

    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознесся выше он главою непокорной
    Александрийского столпа.
    Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит -
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    Слух обо мне пойдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Веленью божию, о муза, будь послушна;
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспоривай глупца.

    Внимтельный читатель обратит внимание, что эти три стихотворных памятника во многом похожи друг на друга.
    Дальше пошло-поехало. Хороший памятник себе сооружает поэт Валерий Брюсов, где он с уверенностью заявляет, что его памятник «не свалить» и что потомки его «ликуя назовут»

    Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.
    Кричите, буйствуйте, - его вам не свалить!
    Распад певучих слов в грядущем невозможен, -
    Я есмь и вечно должен быть.
    И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,
    В каморке бедняка, и во дворце царя,
    Ликуя, назовут меня - Валерий Брюсов,
    О друге с дружбой говоря.
    В сады Украины, в шум и яркий сон столицы,
    К преддверьям Индии, на берег Иртыша, -
    Повсюду долетят горящие страницы,
    В которых спит моя душа.
    За многих думал я, за всех знал муки страсти,
    Но станет ясно всем, что эта песнь - о них,
    И, у далеких грез в неодолимой власти,
    Прославят гордо каждый стих.
    И в новых звуках зов проникнет за пределы
    Печальной родины, и немец, и француз
    Покорно повторят мой стих осиротелый,
    Подарок благосклонных Муз.
    Что слава наших дней? - случайная забава!
    Что клевета друзей? - презрение хулам!
    Венчай мое чело, иных столетий Слава,
    Вводя меня в всемирный храм.

    Поэт Ходасевич тоже надеялся, что
    "В России новой и великой,
    Поставят идол мой двуликий
    На перекрестке двух дорог,
    Где время, ветер и песок…"

    А вот Ахматова в поэме «Реквием» даже указала место, где ей поставить памятник.

    А если когда-нибудь в этой стране
    Воздвигнуть задумают памятник мне,

    Согласье на это даю торжество,
    Но только с условьем - не ставить его

    Ни около моря, где я родилась:
    Последняя с морем разорвана связь,

    Ни в царском саду у заветного пня,
    Где тень безутешная ищет меня,

    А здесь, где стояла я триста часов
    И где для меня не открыли засов.

    Затем, что и в смерти блаженной боюсь
    Забыть громыхание черных марусь,

    Забыть, как постылая хлопала дверь
    И выла старуха, как раненый зверь.

    И пусть с неподвижных и бронзовых век
    Как слезы, струится подтаявший снег,

    И голубь тюремный пусть гулит вдали,
    И тихо идут по Неве корабли.

    В 2006 году, в год сорокалетия со дня смерти Ахматовой, в Питере, на набережной Робеспьера, напротив здания тюрьмы «Кресты» был открыт ей памятник. Именно в том месте, где она указала.

    Своеобразный памятник воздвиг себе И.Бродский.

    Я памятник себе воздвиг иной,
    К постыдному столетию спиной,
    К любви своей потерянной лицом,
    А ягодицы к морю полуправд…

    Есенин тоже, в шутку наверное, соорудил себе памятник:
    Я памятник себе воздвиг
    Из пробок вылаканных вин.
    Пробками тогда назывались бутылки вина. Рассказывая о встече с Есениныым в Ростове - на Дону в 1920 году Ю.Анненков вспоминал эпизод, имевший место в ресторане "Альгамбра". Есенин стуча по столу кулаком:
    - Товарищ лакей, пробку!
    Есенину заслуженный памятник поставил народ. И не один. К ним не зарастет народная тропа.

    А вот поэт А.Кучерук упорно пишет стих за стихом, что бы тоже создать себе памятник нерукотворный. Вот только сомневается «будет ли к нему тропа?»

    Мне говорят, что всё это напрасно;
    писать стихи... К чему они сейчас?
    Ведь нет давно на свете Дам прекрасных.
    И рыцарей давно нет между нас.

    Давно к стихам все души охладели
    до минус двух по Кельвина шкале...
    Ну, что ты в них вцепился, в самом деле?
    Что, нет других занятий на Земле?

    А может, графоман ты? Вот и строчишь,
    сбивая строки в стройные ряды?
    Как швейная машинка, днём и ночью
    стихи тачаешь полные воды.

    И я не знаю, что сказать на это,
    поскольку я действительно готов
    с энергией достойною поэта
    воспеть друзей и сокрушить врагов.

    Стих за стихом готов писать упорно,
    но если так страна моя слепа,
    пусть памятник создам нерукотворный...
    А будет ли к нему вести тропа?!!

    Наблюдая, как другие создают себе памятники, я тоже заразился этой памятникоманией и решил создать свой нерукотворный.

    Я тоже памятник себе воздвиг,
    Как Пушкин, как старик Державин,
    Фамилию свою под ником НИК
    Я творчеством своим уже прославил.

    Нет, господа, совсем я хрен умру,
    Творения мои меня переживут.
    За то, что верен был всегда добру,
    Потомки в храме свечку мне зажгут.

    И тем любезен буду я народу,
    Что творчеством сердца я волновал,
    Что от врагов и прочих всех уродов
    Святую Русь всю жизнь я защищал.

    Враги мои от зависти умрут.
    Пускай умрут, им так, видать, и надо!
    Из памяти потомки их сотрут,
    А будет НИК греметь, как канонада.

    Слух обо мне пройдет везде и всюду,
    И вспомнят обо мне и чукча, и калмык.
    В кругу читать мои творенья будут,
    Хороший, скажут, человек был НИК.
    (Шутка)

    Вот только, как и Кучерук, сомневаюсь, будет ли к моему памятнику тропа?

    Рецензии

    Отличная работа Николай Иванович! Прочитал два раза. И ещё один раз просыпающейся жене. Что удивительно, но и Ваш памятник пришёлся в строку, после всех великих и не очень. Так что человек Вы хороший, Ник. Это даже не обсуждается. И это ведь самое главное. Главный памятник. Ну и чувство юмора тоже не отнять! Спасибо!

    А. С. Пушкин мало прожил, но много написал. Однако по сравнению с тем, сколько написано о поэте после его смерти, написанное им самим - капля в море. Кто только не писал и что только не писали о Пушкине?

    Ведь кроме истинных почитателей творений великого певца были у него и недоброжелатели. Скорее всего эти люди завидовали поэту, его славе, его гению - их можно назвать сальеристами. Как бы там ни было, но людская память сохранила самое лучшее и верное, что сказано и написано о Пушкине, человеке и поэте. Еще при жизни Александра Сергеевича Гоголь писал: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте”. И это действительно так: что бы ни писал Пушкин, о чем бы он ни писал - “там русский дух, там Русью пахнет”.

    Но вот “погиб поэт - невольник чести”. И на следующий день после смерти поэта его друг писатель Одоевский написал в некрологе: “Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно, всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, народная слава!..” Уже двести лет со дня рождения поэта и больше ста шестидесяти - со дня его смерти. Кому как не нам, его потомкам, судить: Пушкину действительно принадлежит народная слава, его имя знакомо каждому школьнику, его творчество захватывает, очаровывает, заставляет задуматься...

    А какие замечательные слова о Пушкине сказал поэт и критик А. Григорьев: “Пушкин - наше все!” И с этим тоже нельзя не согласиться: наоборот, каждый, кто знаком с творчеством поэта, не преувеличит, если назовет великого гения умом, честью, совестью и душой русского народа. Любовью и признательностью к Пушкину наполнены проникновенные слова Николая Рубцова:

    Словно зеркало русской стихии,

    Отстояв назначенье свое,

    Отразил он всю душу России!

    И погиб, отражая ее...

    Воскресает имя Пушкина и при слове “свобода”. Ах, как любил ее поэт, как дорога она ему была! Поэтому и прославлял, поэтому и песни пел о воле и свободе. И эту миссию - прославление свободы - считал одной из главных миссий, отведенных ему на земле:

    И долго буду -тем любезен я народу,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал,

    Что в мой жестокий век восславил я свободу...

    Пушкин - поэт глубоко народный. “И неподкупный голос мой был эхо русского народа”, - писал он. Важно вспомнить и его слова, сказанные как-то в разговоре с Жуковским: “Единственное мнение, которым я дорожу - это мнение русского народа”. И народ услышал и оценил благородного своего певца, пусть не сразу, пусть спустя годы, но - навсегда. Его творчество - своеобразный камертон для писателей многих литератур, его жизнь - пример человеческого достоинства и чести. И до тех пор, пока эти качества будут у людей в цене, к Пушкину “не зарастет народная тропа”.