Войти
Логопедический портал
  • Тема любви в творчестве, лирике есенина сочинение Мое восприятие темы любви в лирике есенина
  • Декартовы координаты точек плоскости
  • Картотека игровых упражнений для обучения детей с нарушением речи правильному употреблению предлогов Д игра где что находится предлоги
  • Как определяют происхождение метеоритных кратеров
  • Какие открытия сделал физик Эрнест Резерфорд?
  • Выпускной в воскресной школе (тоош) Воскресная школы – ступенечка к Богу
  • Древний китай даты. Основные эпохи китайской истории. Архитектура древнего Китая

    Древний китай даты. Основные эпохи китайской истории. Архитектура древнего Китая

    Исследовать прошлое Поднебесной империи сложнейшее занятие. Масштаб накопленной информации поражает: за обозначением очередного этапа обнаруживается вековой промежуток, смена поколений, череда событий.

    Термин «династия» - дань традиции. Если кратко: имперские «династии» не главенствующие семейства - это периоды развития и становления великого государства.

    С какого года исчисляется история Китая?

    Доисторический Китай не имел общепризнанной системы времяисчисления. Базовые «исторические промежутки» различались по периодам правления верховного правителя.


    Китайские учёные (не без имперского пафоса) утверждают 5000-летний возраст государственного устройства. Историю Китая отмеряют от легендарных деяний вана Фу Си, которого считают мифологическим отцом основателем и древнейшим правителем страны. Если же не оперировать легендами и мифами, а рассуждать «кратко о главном»: документальных подтверждений существования государства до становления династии Шан не существует. Именно с правления Шан (1600-1027 гг. до нашей эры.) исчисляется история КНР.

    Периодизация Древнего Китая

    Счёт годам в Империи осуществлялся двумя методами. Летосчисление по эрам правления очередного властелина и хронология по циклам, где годы объединялись в шестидесятилетние этапы.

    Традиция рассматривала истоки всего сущего в пяти стихиях. Каждый знак первоэлемента с одним из двенадцати зверей давал название году в круговерти будней.

    Интересно! Синология выделяет десять династий и акцентирует внимание на периоды одновременного существования несколько правящих домов.

    Эти «мгновения» обширной истории страны выделяют отдельно:

    • правление «шести семей» (220-589 гг.): между падением Хань и зарождением Суй;
    • эпоха политических переворотов, «пять домов и десять государственных образований» (907-960 гг.).

    Возникновение государства Шань-Инь

    Шань (в некоторых источниках Шань-Инь) - первое китайское государство, существование которого подтверждено археологическими артефактами.


    Древнее предание гласит: вождь Пань Ген снёс с лица земли городок Аньян в среднем течении реки Хуанхэ и заложил поселение, дав ему название Шань. Название городища распространилось не только на «свеже-созданное» государство, но и на весь род царей.

    Итогом многочисленных войн стало порабощение шанскими правителями многочисленных соседей и триумфально-грандиозное расширение территорий Империи.

    В Шань-Ине имели место календарь, зачатки письменности и… огромная армия, вооруженная бронзовыми мечами, отличными луками и боевыми повозками.

    Династия Ся

    Династия Чжоу

    Власть Чжоу длилась около 800 лет. Для лучшего анализа и систематизации учёные разделяют Чжоу на два периода:

    • западный (1045 до н. э. — 770 до н. э.) - клан правил всей страной;
    • восточный (770 до н. э. — 256 до н. э.) - ван постепенно утрачивает главенство власти, территория страны превращается в «лоскутное одеяло» отдельных государств.

    Восточный этап подразделяется на «весенние и осенние хроники», когда на просторах страны существовало множество самостоятельных вотчин (подчинённых центральной власти) и период раздора Чжаньго («Сражающиеся царства») когда Чжоу были свергнуты с трона.

    Во времена Чжаньго страна проживает серьёзные изменения:

    • рост урбанизации;
    • распространение железных орудий и, как следствие, повышение производительности труда;
    • перестройка армейских структур;
    • развитие товарно-денежных, рыночных отношений;
    • массовое заселение мало освоенных регионов.

    Всё это на фоне острой политической нестабильности и крупномасштабных сражений. Неустанные войны за Власть привели к краху правящего дома. Правитель Чжоу утратил небесный мандат. Победило в «войне против всех» самое мощное государство Цинь с правителем Шихуанди.

    В 221 году, основатель династии объединил десятки мелких вотчин в единую страну, размежевал огромную территорию на провинции и в каждую «посадил на правление» государева мужа. Страна планомерно превращалась в жёстко управляемое из единого центра государство.

    Император объявил о прекращении всех междоусобиц, отобрал у удельных князьков всё оружие и, переплавив его, приказал отлить двенадцать больших монументов мира и благоденствия.

    Государство вторгалось во все области жизни:

    • стандартизация метрической системы;
    • утверждение канона письменности;
    • проведение денежной и судебной реформ;
    • становление чётко выстроенной иерархии чиновничьего люда.

    Интересно! Цинь - время грандиозных строек: возведение Великой китайской стены, строительство гробницы императора (со знаменитой армией из терракота) и величественного дворца Элан.

    Вся империя охвачена дорожным строительством (официальная протяжённость 7500 километров).

    Основной причиной недолгого правления династии, историки называют противопоставление (на уровне Императора) идеям конфуцианства философии легизма. Легизм («школа законников») проповедовал строгое следование букве закона и крайне жёсткие наказания за любые вольности и провинности. Именно кровожадная жестокость погубила правящую династию. Цинь Ши Хуанди умер в 210 году до нашей эры.

    Хань и Синь

    Новый властитель империи Эрши Хуан был слабохарактерным человеком. Начальник имперской канцелярии Чжао Гао быстро «подмял под себя» безвольного вана. Страну потрясали бунты против серого кардинала.


    В 207 году до нашей эры Император совершил ритуальное самоубийство. Лидер повстанцев Лю Бан победил в гонке за власть и основал династию Хань правящую страной (с небольшим перерывом) до 220 года (дольше других царственных династий).

    Синологи размежёвывают царствование на раннее (западный этап) и позднее Хань (с кратковременным промежутком утраты власти в середине правления).

    Восхождение на трон династии Хань инициировало многочисленные перемены в жизни страны, позволившие обществу «сомкнуть ряды» и успокоиться. Кровожадный легизм сменило восстановленное в правах конфуцианство. Крестьянам снизили налогообложение, бюрократический аппарат претерпел серьёзные чистки. Жизнь в Поднебесной начала входить в прежнее русло спокойствия и достатка. Но на границах активизировались воинственные соседи гунны. Стремясь избежать ненужного кровопролития, правитель Лю Бан заключил с агрессорами мирное соглашение. Кочевники согласились отступить в обмен на громадные ежегодные платежи (дань).


    Первый глава рода Лю Бан скончался в 195 г. до н. э. Все следующие годы Империя медленно скатывалась в упадок. Западная Хань бескровно угасла. После кончины властелина Пин-ди, трон мирно перешёл к Ван Ману. Отдавая дань традиции, была создана новая, недолго просуществовавшая династия Синь.

    Основатель правящего дома Синь попытался реформировать страну, образумить рабовладельцев, приструнить верховных чиновников. Провинции захлестнули хаос, кровопролитные мятежи, восстания. Ван Ман потерпел провал, был низложен и казнён.

    В 25 году стартовала вторая эпоха правления Хань. К власти привели дальнюю родню прежних царей - малолетнего Гуан У-ди.

    Восточная Хань славится возведением на престол малолетних императоров. Властолюбцы регенты и серые кардиналы прожигали жизнь, подталкивая династию к краю пропасти. В 184 году бунт Жёлтых повязок всколыхнул империю.


    Бунты усмирялись армией. Вошедшие в силу генералы разделили империю на три части. Правление Хань закончилось, началось Троецарствие.

    Кровавое противостояние бывших генералов ускорило коллапс Империи. Началась эпоха Цзинь (265–316 гг.).

    Кочевники завоевали весь север страны, столицу перенесли из Лояна на юг. Император Сымя Янь провёл реформы землепользования, что ожесточило владельцев крупных земельных угодий. Захватчики «отрывали» от страны целые провинции и огромные города, заставляли крестьян осваивать выращивание необходимого кочевникам риса, кланами обживали долины рек.

    В стране укреплялся пришедший из Индии буддизм: повсюду строились монастыри и храмы.

    Суй

    В Северном Чжоу конца шестого века власть узурпировали китайские высшие чиновники и военоначальники и китаизированные тюркские вожди с общим лидером Ян Цзянем.

    Империю угнетала раздробленность. На волне полного народного одобрения «Ян сотоварищи» объединили страну. В 581 году Ян Цзянь взошел на престол под «аватаром» Вэнь-ди и девизом Суй. Триста лет разобщённости закончились, стартовала эпоха Суй.

    За очень короткий срок правления, дом Суй сумел глобально перестроить защитную стену, проложить Императорский канал и возвести величественный дворец в очередной столице государства.

    Интересно! Династия объединила Китай после четырёх столетий разобщённости.

    Вожди сохранили целостность страны, укрепили границы, консолидировали население.

    Ли Юань основал государство Тан, просуществовавшее с 618 по 907 год. Наследник основателя, вождь Ли Шиминь, подавил все народные бунты, казнил сепаратистов и объявил о новой имперской экономической и политической стратегии. Поднебесная переживала период наивысшего могущества: налаживались экономические связи с другими государствами, развивались сельскохозяйственные культуры (рис, чай, хлопок), восстанавливались из руин города и поселения.

    Историю правящей династии оборвал «заговор военных губернаторов». Предводитель заговорщиков Хуан Чао в 901 году уничтожил Тан и в очередной раз раздробил империю на отдельные вотчины.

    Доказательства существования государства

    Исторические изыскания 1928 года документально подтвердили существование предтечи китайской государственности уже в 1600 году до нашей эры.

    Раскопки в окрестностях поселения Сяотунь (север провинции Хэнань) произвели настоящий фурор в среде современных синологов. Развалины огромного, древнего города, жилища, цеха ремесленников, культовые сооружения, императорский дворец и триста гробниц (четыре императорские усыпальницы).


    Раскопки подтвердили существование государства: иерархию общества (кроме могил чиновников и купцов, обнаружено множество «бедных» захоронений), расцвет ремёсел, религий и бесспорную власть императора, владыки с «небесным мандатом».

    Природные условия того времени

    Китай это горы, плоскогорья и речные долины. Западная часть страны величайшее в мире высокогорье с резко континентальным климатом. Восток государства это русла рек стекающих к морю (тут сосредоточены все торговые пути, стартует великий шелковый путь). Восток славится мягким климатом и разнообразной растительностью.

    Доисторический климат и природные условия отличались от современного положения дел. Север страны был покрыт лесом, зелёные массивы стабилизировали погоду, способствовали строительству.

    О заповедных лесах современные исследователи узнают только по многочисленным изображениям, преданиям и мифам.

    Население

    Общность иньцев и чжоусцев (первого тысячелетия до н. э.) породила китайский этнос. В образовании населения участвовали соседи, носители палеоазиатских (на севере) и аустроазиатских (на юго-востоке) наречий.

    Восток, Север и Северо-Запад страны заселяли китайские кланы (шан, ся, чжоу). Юг и Юго-Запад принадлежали близко-кровным народностям, носителям сино-тибетских наречий. Северо-Восток и Запад принадлежал монголам и тюркским образованиям.

    Во что верили

    Вероисповедания Империи не были персонифицированными. В Китае не возводили храмов, посвященных конкретному божеству, жреческие обязанности исполняли государственные служащие.

    У древних китайцев было три основных религии (скорее религиозно-философских течения): пришедший из Индии буддизм, учение о Великом пути даосизм и озарения Кун Фу-цзы - конфуцианство.

    Современная синология утверждает: после крушения династии Хань в Империи происходит эпохальное преобразование: на смену Древности приходит средневековый этап. История страны в это время состоит из грандиозной череды событий: частые смены правящих домов, длительное господство завоевателей, многочисленные войны, мятежи, восстания.


    Имперский переход к Средневековью происходил незаметно, без «разрушений до основания» как это было в Европе. Избегающие изменений китайцы и здесь проявили мудрость и рассудительность. Всё делалось медленно и постепенно: Китай в средние века тихо простился с рабовладельческими традициями, провёл духовно-религиозные преобразования, осуществил перестройку государственных структур и, главное, переоценку нравственных основ.

    Периоды имперского средневековья

    Китай в средние («тёмные») века пережил смену нескольких династий:

    • III-VI вв. - смутное время (нашествие кочевников, Троецарствие) наследие краха Хань;
    • 589-618 гг. - правление Суй;
    • 618-907 гг. - правление Тан;
    • 907-960 гг. - пять правящих домов и десять государств;
    • 960-1279 гг. - правление Сун;
    • 1279-1368 гг. - правление Юань (монголы);
    • 1368-1644 гг. - правление Мин;
    • 1644-1911 гг. - правление Цин.

    Предания и легенды

    Великий народ смешал примитивные народные верования, рассудочность Конфуция, ритуалы и мистицизм даосизма с избыточной духовностью буддизма. Империя породила мифологию на каждый день, на все случаи жизни.

    История древнейшей цивилизации насчитывает несколько тысячелетий. Трепетная бережность к древностям, преданиям и традициям присуща китайцам всех времён. Мифологическое наследие тщательно собирается, систематизируется и повсеместно рассматривается как национальное достояние.

    Мифы, предания и сама история древнего Китая отображают мировоззрение общества и представление китайцев об устройстве мира.

    Заключение

    Периодизация Истории Древнего Китая: череда взлётов и крушений, кружащихся по спирали, но постепенно взмывающих вверх. Великая империя стойко преодолевала стихийные бедствия, агрессию кочевников, многочисленные восстания и мятежи… и неуклонно восставала из пепла, расширяла границы, ассимилировала захватчиков и напитывалась приносной культурой, становилась лучше, сильнее и могущественнее.

    Китайская цивилизация (предков государствообразующего этноса хань) - группа культур (Баньпо 1, Шицзя, Баньпо 2, Мяодигоу, Чжуншаньчжай 2, Хоуган 1 и др.) среднего неолита (ок. 4500-2500 до н.э.) в бассейне реки Хуанхэ , которые традиционно объединяются общим названием Яншао . Представители этих культур выращивали зерновые (чумиза и др.) и занимались разведением свиней . Позднее в этом районе распространилась культура Луншань : появились ближневосточные виды злаков (пшеница и ячмень) и породы домашнего скота (коровы, овцы, козы).

    Государство Шан-Инь

    Для периода Чжоу в целом характерно активное освоение новых земель, расселение и этническое смешивание выходцев из различных районов, уделов (впоследствии - царств), что способствовало созданию фундамента будущей китайской общности.

    В V-III вв. до н.э. (период Чжаньго) Китай вступает в железный век . Расширяются сельскохозяйственные площади, увеличиваются ирригационные системы, развиваются ремёсла, революционные изменения происходят в военном деле.

    В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств - Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили в царство Цзинь), Цинь , Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате ожесточённого соперничества верх стало одерживать самое западное - Цинь. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь - будущий император Цинь Ши Хуан - объединил весь Китай под своей властью.

    Цинь Шихуанди, строивший все свои реформы на основах легизма с казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся, преследовал конфуцианцев, предавая их казни (погребение заживо) и сжигая их сочинения - за то, что они смели выступать против установившегося в стране жесточайшего гнёта.

    Империя Цинь прекратила существование вскоре после смерти Цинь Шихуанди.

    Империя Хань

    Вторую в истории Китая империю, получившую название Хань (кит. трад. 漢 , упрощ. 汉 , пиньинь Hàn ; 206 до н. э. - н. э.) основал выходец из среднего чиновничества Лю Бан (Гао-цзу), один из военачальников возрожденного царства Чу, воевавших против Цинь после смерти императора Цинь Шихуана в 210 г. до н.э.

    Китай в это время переживал экономический и социальный кризис, вызванный потерей управляемости и войнами военачальников циньских армий с элитами уничтоженных раннее царств, пытавшихся восстановить свою государственность. Из-за переселений и войн значительно сократилась численность сельского населения в основных аграрных районах.

    Важная особенность смены династий в Китае состояла в том, что каждая новая династия приходила на смену предыдущей в обстановке социально-экономического кризиса, ослабления центральной власти и войн между военачальниками. Основателем нового государства становился тот из них, кто мог захватить столицу и насильственно отстранить правившего императора от власти.

    С правления Гао-цзу (206–195 до н.э.) начинается новый период китайской истории, который получил название Западная Хань.

    В период с 8 по 23 гг. н. э. власть захватывает Ван Ман , провозглашающий себя императором и основателем государства Синь . Начинается ряд преобразований, который прерывается экологической катастрофой - река Хуанхэ изменила русло. Из-за трехлетнего голода центральная власть ослабла. В этих условиях начались восстание краснобровых и движение представителей рода Лю за возвращение престола. Ван Ман был убит, столица взята, власть возвратилась династии Лю.

    Новый период получил название Восточная Хань, он продлился до г. н. э.

    Государство Цзинь и период Нань-бэй чао (IV-VI вв.)

    Восточную Хань сменил период Троецарствия (Вэй, Шу и У). В ходе борьбы за власть между военачальниками было основано новое государство Цзинь (кит. трад. 晉 , упрощ. 晋 , пиньинь jìn ; -).

    Государство Тан

    Правители из династии Лю покончили с выступлениями знати и провели ряд успешных преобразований. Происходит разделение страны на 10 провинций, была восстановлена "надельная система", усовершенствовано административное законодательство, укреплена вертикаль власти, оживились торговля и городская жизнь. Значительно увеличились размеры многих городов и численность городского населения.

    Несмотря на вынужденные территориальные уступки соседям, период Сун считается эпохой экономического и культурного расцвета Китая. Растёт число городов, продолжается рост численности городского населения, китайские ремесленники достигают высот в изготовлении изделий из фарфора, шёлка, лака, дерева, слоновой кости и др. Изобретены порох и компас, распространяется книгопечатание, выводятся новые высокоурожайные сорта зерновых, увеличиваются посевы хлопка. Одной из наиболее впечатляющих и эффективных из данных инноваций было вполне сознательное, систематическое и хорошо организованное внедрение и распространение новых сортов скороспелого риса из Южного Вьетнама (Чампы).

    Ян Гуйфэй, седлающая лошадь , художник Син Сюань (1235-1305 н.э.)

    Чингисхан создал организованную и боеспособную армию, которая и стала решающим фактором в последующих успехах сравнительно немногочисленного монгольского этноса.

    Покорив соседние народы Южной Сибири, Чингисхан в пошёл войной на чжурчжэней и в взял Пекин.

    Завоевания в Южном Китае были продолжены уже в 1250-х, после походов в Европу и на Ближний и Средний Восток. Вначале монголы захватили страны, окружавшие Южно-Сунскую империю - государство Дали ( -), Тибет (). В монгольские войска под предводительством хана Хубилая с разных сторон вторглись в Южный Китай, но осуществлению их планов помешала неожиданная смерть Великого хана Мункэ (). Хан Хубилай , захватив ханский престол, в перенёс столицу из Каракорума на территорию Китая (сначала в Кайпин, а в в Чжунду - современный Пекин). Столицу южносунского государства Ханчжоу монголам удалось взять лишь в . К весь Китай был завоёван, а Сунская империя - уничтожена.

    Тяжёлый экономический, политический и национальный гнёт, установленный монгольскими феодалами, сдерживал развитие страны. Множество китайцев было обращено в рабство. Земледелие и торговля были подорваны. Не выполнялись необходимые работы по поддержанию ирригационных сооружений (дамб и каналов), что привело в к чудовищному наводнению и гибели нескольких сот тысяч человек. Великий Китайский канал был построен во время монгольского господства.

    Народное недовольство новыми правителями вылилось в мощное патриотическое движение и восстания, которые возглавили руководители тайного общества «Белый лотос» (Байляньцзяо).

    Монголы, оттеснённые на север, приступают к активному освоению степей современной Монголии. Империя Мин подчиняет себе часть чжурчжэньских племён, государство Наньчжао (современные провинции Юньнань и Гуйчжоу), часть современных провинций Цинхай и Сычуань .

    Китайский флот под командой Чжэн Хэ , состоящий из нескольких десятков многопалубных фрегатов, за период с по совершает несколько морских экспедиций в Юго-Восточную Азию, Индию и к восточному побережью Африки. Не принеся Китаю никакой экономической выгоды, экспедиции были прекращены, а корабли - разобраны.

    Маньчжурская династия в государстве Цин правила с по год. В руках маньчжурской знати находились высшие органы власти и руководство армией. Смешанные браки были запрещены, и тем не менее маньчжуры быстро китаизировались, тем более что, в отличие от монголов, они не противопоставляли себя китайской культуре.

    В первые два столетия цинской династии Китай, закрытый от повседневных контактов с внешним миром, проявлял себя как сильное независимое государство, осуществляющее экспансию во всех направлениях.

    В ходе войны превосходство японской армии и флота привело к крупным поражениям Китая на суше и на море (под Асаном , июль 1894; под Пхеньяном , сентябрь 1894; при Цзюляне, октябрь 1894).

    Тройственная интервенция

    Условия, навязанные Японией Китаю, привели к так называемой "тройственной интервенции " России , Германии и Франции - держав, которые к этому времени уже поддерживали обширные контакты с Китаем и поэтому восприняли подписанный договор как наносящий ущерб их интересам. 23 апреля Россия , Германия и Франция одновременно, но по отдельности обратились к японскому правительству с требованием отказа от аннексии Ляодунского полуострова , которая могла бы привести к установлению японского контроля над Порт-Артуром , в то время как Николай II , поддерживаемый западными союзниками, имел собственные виды на Порт-Артур как незамерзающий порт для России. Германская нота была наиболее жесткой, даже оскорбительной для Японии.

    Японии пришлось уступить. 10 мая 1895 года японское правительство заявило о возвращении Китаю Ляодунского полуострова , правда, добившись увеличения суммы китайской контрибуции на 30 миллионов таэлей.

    Успехи русской политики в Китае

    В 1895 году Россия предоставила Китаю заём в 150 миллионов рублей под 4% годовых. Договор содержал обязательство Китая не соглашаться на иностранный контроль над своими финансами, если в нём не будет участвовать Россия. В конце 1895 года по инициативе Витте был основан Русско-Китайский банк . 3 июня 1896 года в Москве был подписан русско-китайский договор об оборонительном союзе против Японии. 8 сентября 1896 года между китайским правительством и Русско-Китайским банком был подписан концессионный договор о строительстве Китайской Восточной железной дороги . Общество КВЖД получало полосу земли вдоль дороги, которая переходила под его юрисдикцию. В марте 1898 года был подписан русско-китайский договор об аренде Россией Порт-Артура и Ляодунского полуострова .

    Захват Цзяочжоу Германией

    В августе 1897 года Вильгельм II посетил Николая II в Петергофе и добился согласия на устройство немецкой военно-морской базы в Цзяочжоу (в тогдашнем варианте транскрипции - "Киао-Чао"), на южном побережье Шаньдуна . В начале ноября в Шаньдуне китайцами были убиты германские миссионеры. 14 ноября 1897 года немцы высадили десант на побережье Цзяочжоу и захватили его. 6 марта 1898 года было подписано германо-китайское соглашение, по которому Китай арендовал Германии Цзяочжоу сроком на 99 лет. Одновременно китайское правительство предоставило Германии концессию на постройку двух железных дорог в Шаньдуне и ряд горных концессий в этой провинции.

    Сто дней реформ

    Непродолжительный период реформ начался 11 июня 1898 с издания маньчжурским императором Цзайтянем (название годов правления - Гуансюй) указа «Об установлении основной линии государственной политики». Цзайтянь привлек группу молодых реформаторов - учеников и единомышленников Кан Ювэя для разработки серии указов о реформах. В общей сложности было издано свыше 60 указов, которые касались системы образования, строительства железных дорог, заводов и фабрик, модернизации сельского хозяйства, развития внутренней и внешней торговли, реорганизации вооружённых сил, чистки государственного аппарата и т.д. Период радикальных реформ окончился 21 сентября того же года, когда вдовствующая Императрица Цыси произвела дворцовый переворот и отменила реформы.

    XX век

    Карта собственно Китая в начале XX века из энциклопедии Брокгауза и Ефрона

    Боксёрское восстание

    Цыси, вдова императора(1900-х гг).

    В мае 1900 года в Китае началось большое восстание, получившее название боксерского или Ихэтуаньского восстания . 20 июня в Пекине был убит германский посланник Кеттелер. Вслед за этим восставшими были осаждены дипломатические миссии, находившиеся в особом квартале Пекина. Было осаждено также здание католического кафедрального собора Петанг (Бейтанг). Начались массовые убийства «ихэтуанями» китайцев-христиан, в том числе было убито 222 православных китайца. 21 июня 1900 года Императрица Цыси (慈禧) объявила войну Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Японии, США и России. Великие державы согласились о совместных действиях против восставших. Главнокомандующим экспедиционными силами был назначен германский генерал Вальдерзее . Однако, когда он прибыл в Китай, Пекин был уже освобожден небольшим передовым отрядом под командованием русского генерала Линевича . Русская армия заняла Манчжурию .

    Карта железных дорог Китая (1908 г.)

    Русско-японская война

    После падения монархии правитель Монголии отказался повиноваться республике и отделился от Китая. 3 ноября им было заключено соглашение с Россией. Англия воспользовалась внутренней борьбой в Китае для превращения Тибета в свою зону влияния. Тибет поднялся на борьбу и заставил китайский гарнизон покинуть страну. Все последующие попытки китайцев восстановить там свою власть пресекались Британией. Россия согласилась считать Тибет английской сферой влияния, а Англия признала русские интересы в независимой (внешней) Монголии.

    22 марта 1916 года республика была восстановлена. Юань Шикай был вынужден отказаться от титула.

    Эра милитаристов

    После смерти Юань Шикая в Китае начали оформляться многочисленные военно-феодальные вотчины различных милитаристских группировок. Наиболее крупной была бэйянская группировка , распавшаяся впоследствии на фынтянскую во главе с бывшим главарем шайки хунхузов Чжан Цзолинем , чжилийскую во главе с генералом Фэн Гочжаном , и аньхойскую во главе с генералом Дуань Цижуем . В провинции Шаньси господствовал милитарист Янь Сишань, заигрывавший с бэйянской группировкой, а в провинции Шэньси - генерал Чэнь Шуфань. Лагерь юго-западных милитаристов состоял из двух крупных группировок: юньнаньской во главе с генералом Тан Цзияо, и гуансийской во главе с генералом Лу Жунтином.

    Под контролем фэнтяньской группировки находились провинции Хэйлунцзян , Гирин и Фэнтянь , под контролем чжилийской - Шаньдун , Цзянсу , Чжэцзян , Фуцзянь , Цзянси , Хунань , Хубэй и часть Чжили. Фэнтяньская и аньхойская клики финансировались Японией, чжилийская - Англией и США. Ли Юаньхун был ставленником юго-западных милитаристов. Вице-президент генерал Фэн Гочжан ориентировался на Англию и США, а премьер-министр генерал Дуань Цижуй держался прояпонского направления. В 1917 году Япония начала предоставлять Дуань Цижую крупные займы, получая за них все новые и новые уступки, в том числе концессии в Маньчжурии.

    Победа Гоминьдана

    Правительство Чан Кайши еще во времена Веймарской республики получало военную помощь от Германии. С приходом к власти Гитлера помощь была увеличена в целях борьбы с коммунистами. В Китае были созданы заводы по производству лицензированного немецкого вооружения, германские советники проводили обучение личного состава, в Китай экспортировались M35 Stahlhelm, Gewehr 88, 98, C96 Broomhandle Mauser. Китай также получал самолёты Henschel, Junkers, Heinkel и Messerschmitt, гаубицы Rheinmetall и Krupp, противотанковые и горные орудия, например, PaK 37mm, поставлялись также танкетки Panzer I.

    25 ноября 1936 года Япония и Германия заключили Антикоминтерновский пакт , направленный против СССР и коммунистического движения. 12 декабря 1936 года состоялся Сианьский инцидент, заставивший Чан Кайши объединиться с коммунистами.

    Марш китайских коммунистов в Пекине (1949)

    Культурная революция

    В 1966 году председателем КПК Мао Цзэдуном была начата массовая кампания по поддержанию революционного духа в массах. Её фактической задачей было утверждение маоизма в качестве единственной государственной идеологии и уничтожение политической оппозиции. Массовая мобилизация молодёжи, получившей название «

    китай сословный право судебный

    В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

    • - Государство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;
    • - Государство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н. э.;
    • - Государство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;
    • - Государство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

    В ЧVІІІ веке до н.э. вследствие завоевания Иньскими племенами другого племени образуется государство Древнего Китая. Основным занятием жителей Древнего Китая было земледелие. К тому же развитие земледелия у китайцев древности находилось на довольно высоком для того времени уровне. Они использовали такие сельскохозяйственные приспособления, как мотыга, плуг и др. Наряду с земледелием в Древнем Китае развивалось ремесло, торговля и даже существовало денежное обращение.

    Главой государства в Древнем Китае был император, опирающийся на разветвленный аппарат чиновников. Территория Древнего Китая была разделена на области и уезды. Каждым уездом и областью управляли два чиновника - военный и гражданский губернаторы. Уже во время правления династии Хань вводится продажа должностей и экзаменация чиновников перед вступлением в должность.

    Государство Шан (Инь) - общественный и государственный строй.

    Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государственный аппарат.

    В царствование династии Шан, в более позднее время названной Инь, общество и государство были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства. Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных темен. Социальное положение светской аристократии определялось земельными владениями, наличием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью. В соответствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные привилегии.

    Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:

    • - общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной;
    • - весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался

    Частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании семьи, не являясь, однако, собственностью их держателей.

    В частной собственности были рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были:

    • - захват пленных на войне;
    • - продажа в рабство за долги;
    • - обращение в рабство за некоторые преступления;
    • - получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

    В государстве Шан, (Инь) государственный строй на раннем этапе сохранял черты родоплеменной военной демократии.

    В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю - вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правителями. Среди подданных укрепляется представление о них как о "сыновьях Неба", получивших власть по воле божественных сил. Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником был царь. Он же возглавлял государственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности - профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п. В Древнем Китае существовало разделение должностных лиц на три основные категории:

    • - высшие гражданские чиновники;
    • - военные чиновники;
    • - советники, прорицатели.

    В XII в. до н. э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние противоречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства.

    В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

    Период Западного Чжоу, Восточного Чжоу и Чжаньго.

    Время правления в Древнем Китае династии Чжоу (с XII в. до н. з. до 221 г. до н. э.) подразделяется на три основных периода:

    • - период Западного Чжоу - 1122 - 742 гг. до н. э.;
    • - период Восточного Чжоу - 770 - 403 гг. до н. э.;
    • - период Чжаньго ("семи воюющих царств") - 403 - 221 гг. до н. э.

    В период Западного Чжоу (1122 - 742 гг. до н. э.) укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура. Общество характеризуется более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения.

    Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми управляли владетельные князья (чжухоу). Территории княжеств подразделялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной единицей была сельская община. Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три класса - старшие, средние, младшие.

    На верху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также отчасти уцелевшей после покорения иньской аристократии.

    В данный период интенсивно развивается крупное землевладение, появляется тенденция к превращению владений в частную земельную собственность. Формально собственником земли считался царь, однако рабовладельческая аристократия могла свободно распоряжаться своими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю. Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало играть заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тяжелым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных арендаторов. Число рабов пополнялось в этот период за счет:

    • - военнопленных;
    • - завоеванного мирного населения;
    • - государственных преступников.

    Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи составлена из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоединялось к ним во время войны.

    В середине VIII в. до н. э. произошел развал Западного Чжоу ввиду ослабления связей центральной власти и правителей зависимых княжеств, а также неудачных войн с кочевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных государств, то чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения - Восточного Чжоу.

    Экономическая и политическая жизнь страны в период Восточного Чжоу (770 - 403 гг. до н. э.) характеризуется следующими изменениями:

    • - развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купечества в общественной жизни;
    • - упадком наследственного землевладения родовой аристократии. Ее земли постепенно переходят к служилой знати.

    Значительные земельные владения сосредоточиваются в руках военачальников, служилых людей, купцов. Укрепляется частная собственность рабовладельцев на землю.

    В период "воюющих царств" - Чжаньго (403 - 221 гг. до н. э.) продолжается развитие крупного землевладения. Оно сопровождается разрушением старого типа землевладения - общинного. С введением земельного налога, когда вместо обработки общинных полей земледельцев обязали уплачивать налог со своей земли, по общинному землевладению был нанесен один из первых ударов.

    Государство Цинь и реформы Шан Яна.

    Третий период истории Древнего Китая - царство Цинь, с 221 г. до н. э. до 207 г. до н.э.

    С середины VIII в. до н. э., после уничтожения монархии Западного Чжоу страна распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые государства поглощались более сильными. Царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э. Первоначально оно находилось в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго вошло в число семи могущественных "воюющих царств". В III в. до н. э оно подчинило себе остальные китайские государства.

    В 359 - 348 гг. до н.э. государственный деятель, главный советник императора Шан Ян провел серию реформ, которые способствовали усилению центральной власти.

    Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей превыше всего государственный закон. При нем строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране. В этот период императором были утверждены обязательные для всех законы, введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины. В результате преобразований Шан Яна:

    • - узаконивалось право частной собственности на землю и была официально разрешена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению;
    • - проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей, что также ускоряло распад общины;
    • - в целях централизации вся территория государства была разделена на административные уезды - новое административное деление было проведено по территориальному принципу;
    • - налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;
    • - войско было перевооружено и реорганизовано.

    В централизованной Циньской империи главой государства являлся император - хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами - левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

    Когда царство Цинь подчинило себе остальные древнекитайские царства, реформы Шан Яна были распространены на всю страну. В империи были произведены следующие преобразования:

    • - административное: территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды - на волости, а волости - на тин, представлявший собой низшую административную единицу;
    • - аграрное: поощрялось земледелие;
    • - финансовое;
    • - военное.

    Каждую область возглавляли два управителя - представители военной и гражданской власти, назначаемые и смещаемые императором. Твердо установленные единые законы, каравшие за малейшие проступки, направляли деятельность имперских чиновников. Прежние аристократические титулы были уничтожены, критерием знатности стали богатство и заслуги перед государством.

    В Циньской империи наличествовало специальное судебное ведомство, что свидетельствует о выделении судебных функций из общеадминистративных.

    В качестве высшей судебной инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебное ведомство следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тинвэй.

    Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе. Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями.

    Постепенно формировалась постоянная армия, находившаяся на содержании казны. Поначалу ее составляли телохранители императора и части, охранявшие столицу. На эти части возлагались и полицейские функции.

    В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. Без указания сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, преступники, бродячие торговцы, а также те, кто потерял свободу за долги.

    Государство Хань и падение Ханьской империи.

    Из-за социальных противоречий в империи Цинь постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207 - 206 гг. до н. э. привело к гибели Циньской монархии. Основателем новой династии - Ханьской - стал один из руководителей этого восстания, сельский староста Лю Бан.

    Императорская династия Хань правила с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э. Этот период принято делить на следующие:

    • - Западная или Ранняя (Старшая), Хань (206 г. до н. э. - 8 г. н. э.);
    • - правление Ван Мана (9 - 23 гг. н. э.) и правление Лю Сюаня, или Гэнши (23 - 25 гг. н. э.);
    • - Восточная, или Поздняя (Младшая), Хань (25 - 220 гг. н. э.).

    Лю Бан, провозгласивший себя императором Гао-цзу, в начале своего правления сделал ряд уступок земледельцам, снизив налоги и отменив суровые законы династии Цинь. Однако его реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения. Новым моментом в аграрных отношениях Западной Хань было то, что появились землевладения "сильных домов", своеобразные поместья-крепости с собственной вооруженной охраной.

    Рабство, сочетаясь с феодальным укладом, достигло наибольшего развития, что явилось причиной, обострившей социальные противоречия. Оставив прежней структуру центрального и местного государственного аппарата, царская власть направила свои усилия на централизацию страны. Было проведено новое территориально-административное деление - на 13 крупных округов, с увеличением числа областей и уездов. Во главе округов ставились окружные ревизоры - наместники императора, осуществлявшие контроль за местной администрацией. Области и уезды возглавляли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его помощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной администрации контролировалась инспекторами из центра.

    В 8 г. н. э. престол в результате дворцового переворота захватил Ван Ман. Провозгласив себя императором (в 9 г. н. э.), он предпринял новую попытку смягчить реформами классовые противоречия. Вдохновителями его реформ были конфуцианцы, пришедшие на смену легистам.

    В области землевладения Ван Маном было сделано следующее:

    • - путем запрета на куплю-продажу земли отменялась частная собственность на нее;
    • - все земли объявлялись царскими;
    • - восстанавливалась система общинного землевладения.

    В области рабовладения:

    • - отменялось частное рабовладение - запрещена купля-продажа рабов;
    • - государство получало законное право владеть рабами, то есть рабы становились государственными.

    Ван Маном проводились и другие реформы, в том числе денежные, были введены новые налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссудный процент.

    Однако все это не привело к стабилизации политического положения, а лишь к углублению и обострению классовых противоречий, к разрушению экономики страны.

    В 18 г. н.э. вспыхнуло восстание, участники которого получили название "краснобровых".

    В ходе борьбы с восставшими землевладельческая аристократия основала новую династию - Позднюю (Младшую, или Восточную) Хань. Восстание "краснобровых" было подавлено в конце 27 г. н. э., но страну удалось объединить только к 37 г. н. э.

    Вернувшись в 23 г. н. э. на престол, Ханьская династия отменила указы и распоряжения Ван Мана. Были сделаны некоторые уступки крестьянству, отчасти облегчено налоговое бремя.

    Существенным изменениям подвергся государственный аппарат - был создан императорский совет, высший совещательный орган при императоре; функции по управлению страной разделили между собой пять ведомств. Экономика страны стала стабилизироваться.

    Во второй половине II в. н. э. власть династии Восточной Хань в результате мощных крестьянских восстаний пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими крупные военачальники, возглавлявшие различные вооруженные политические группировки, стали независимыми от центрального правительства. Это привело к политическому кризису и к разрушению хозяйственной системы страны. В 220 г. единая Ханьская империя была уничтожена - она распалась на три самостоятельных царства, период существования которых получил название Саньго (Троецарствие).

    1)Конец 3- начало 2 тысячелетия. Эпоха легендарных династий, разложение и формирование первобытных отношений, формирование институтов предцивилизации на севере и юге китая.

    2)1766-1122 года до н.э. Государство и династия Шань- Инь располагалось на территории современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. Появление института государственности, городов, эффективной экономики, письменности, создание единого древнекитайского государства. Единой веры не было. Завоеваний и объединений не было. Не сумели создать китайскую народность. Боролись за выживание.

    3)1122-256 года до н.э. Правление Чжоу.

    1122- 770 года до н.э. - государство и династия Западное Чжоу. Чжоуские вожди переняли многие передовые формы управления государства Инь. Всю свою историю государство вело войны с кочевыми племенами (мань, жуны, ди и др.). Укрепляли государственность- вырастают маленькие государства номы. Во главе каждого родоплеменной вождь –Ван, правитель области. Между номами происходят частые междоусобицы.

    770-256 года до н. э.- государство и династия Восточное Чжоу. Подъём китайской культуры. Ослабление центральной власти, борьба между номами за главенство, перенос столицы на восток. Вырабатывается самосознание и в 6-5 века хуася сознают, что все, кто вне границ гос-ва - не хуася, а варвары. Политическое объединение, выстроившее этнос и создался единый язык. Появляется понятие хуася. Была постоянна миграция, и те, кто находились в пределах гос-ва - хуася. Варваров рассматривали как зверей, а не людей. Гос-во тогда называлось Джоу. Выработался китайский иероглифический язык. Сначало объединились политически, а уже потом этнически и лингвистически. Появились философские учения(Конфуцианство).

    4) 246-206 года до н. э. Правление династии Цинь. Создано первое централизованное государство - империя Цинь. Первый император Китая Цинь Ши-хуанди (221-210 до н. э.) строит Великую стену для защиты от кочевников, расширяет и реорганизует армию, вводит единое законодательство, осуществляет унификацию монеты, мер и весов, устанавливает систему государственного устройства, черты которой доживут до XX в. Император отменяет Конфуцианство и утверждает Легизм. 2 урожая в год и гос-во богатеет. Налогообложение самое жестокое в древнем мире. Платили подушный и земельный налог. Выходят положения по рабам и их положение ужасающе. Гос-во становится сильным и централизованным. Однако после смерти Цинь Ши Хуанди гос-во распадается.

    5) 206 до н. э. - 9 н. э. -Правление Западной (Ранней, или Первой) династии Хань. Основатель - Лю Бан, один из руководителей восстания против династии Цинь, бывший староста небольшой деревеньки. Восстановлена система циньского государственного управления, однако многие законы были смягчены. Распространение конфуцианства. Жестокость легизма отменяются. Казни и наказания в крайних случаях, но будут публичны. Людей не казнили, а вырезали коленные чашечки. В гос-ве происходят внутренние укрепления, проводятся успешные завоевания. Эпоха наивысшего расцвета древнекитайской цивилизации.

    * 140- 87 года до н.э. – Золотой век У-ди. Ликвидирует раздробленность. Админ. деление сочетается с военными округами. Начальники - простые люди, подчинялись канцелярии императора. Были разные проверки начальников округов. Уничтожил коррупцию. При У Ди созданы мобильные конные подразделения и вытесняли гуннов. Началась реформа, объединяющая потомков ванов и служилой знати- объединяли рангов 20 рангов, для каждого из которых сдавали экзамен. Образование было платным и дорогим. Отработана система престолонаследия. Сын неба передает власть от отца к сыну. У Ди прописал положение рабов частных лиц (это прописано четче, чем в Месопотамии и приближено к Римскому праву). Налогообложение жесточайшее- простолюдин не мог даже думать о получении образования, думал лишь о том, чтобы заработать на хлеб.

    6)25-220 н. э. Правление Восточной (Поздней) династии Хань. Проникший из Индии буддизм обретает широкое влияние в Китае. Во 2веке страну охватил глубокий политический и экономический кризис. Послабления для рабов, некоторых освободили. Во 2 год н.э. население достигает 60 млн. чел.- самое населенное древне гос-во. Упорядочение налогов, но реформа не возымела должного эффекта и люди по-прежнему недовольны. Развиваются арендные отношения. Арендные отношения прописываются в законе. Для того, чтобы сделать налогообложение терпимым создают «Сильный Дом» с колодезной системой водопользования. В 184-205 Восстание «Жёлтых повязок» - грандиозное восстание крестьян и рабов, возглавленное даосским проповедником Чжан Цзио. Оно с огромным трудом было подавлено регулярной армией.

    220-280 Эпоха Троецарствия в китайской истории. Тремя самостоятельными государствами на обломках некогда единой империи управляют династии Вэй.ШуиУ.

    Религия Древнего Китая.

    Религиозные воззрения древних китайцев формировались в течение длительного времени и составили оригинальную систему, которая разительно отличалась от религиозных учений многих народов как древней Индии, так и стран классического Востока. В первые столетия существования своей государственности древние китайцы почитали многих богов и духов, олицетворявших разные силы природы, небесные светила, различные стороны нелегкого земледельческого труда. Им приносились жертвы, чаще всего кровавые, в том числе и человеческие, однако в отличие от множества других древневосточных стран, китайцы воспринимали своих первых богов не в материальном образе (человека, животного), а больше в качестве некой духовной инстанции.

    Культ неба:

    Довольно рано, уже в эпоху Шан-Инь (1766- 1122 года до н.э. 2 китайская династия) среди множества божественных существ на первый план вышел «Великий Ди»- который предстал высшим божеством, устроителем мира, распоряжающимся судьбами людей, народов и стран, с одной стороны, и как первопорядок, родоначальник культурных китайцев, в частности иньцев - с другой. В 1 тыс до н.э. происходило обособление этих двух ипостасей Великого Ди. Его основной и главной функцией стало олицетворение первопорядка, родоначальника, в то время как функция Верховного божества переходит к божеству Неба. Почитание Неба как верховного божества подвергалось всесторонней разработке. Оно рассматривалось как основная творческая сила, создавшая и регулировавшая мировой порядок, оно, становилось олицетворением разума, справедливости, добродетели, высшей целесообразности. Теологическое понимание Неба практически включало функции всех других божеств и небо превращалось в единого бога как создателя и устроителя мира. Вместе с тем понимание Неба не предполагало его олицетворения в каком-либо материальном образе. Небо выступало не столько в образах обычных на Древнем Востоке богов неба (они были во многих религиях, в частности Ра у Египта и Ану у Месопотамии), а в качестве философской категории своего рода высшего разума. Данное обстоятельство придавало понятию Неба в китайской религиозной системе некоторый рациональный характер. Частью теологического понимания Неба как верховного божества и высшего разума стало установление прямой генетической связи его божественной сущности с личностью правящего императора, которому передавался основной титул власти- « Сын Неба», так император получал всю полноту власти- и сакральной, и светской.

    Культ предков:

    Культ предков, известный многим народам мира, восходит к архаическому культу мертвых. Еще протокитайцы эпохи неолитических культур Яншао и Луншань верили в загробный мир, где душа умершего пребывает после смерти. Вероятно, уже в первобытную эпоху у далеких предков китайцев сложились зачатки представлений о том, что души умерших, обитающие в ином мире, способны оказывать влияние на судьбы живущих в этом мире.

    В эпоху Шан-Инь (1766- 1122 года до н.э. 2 китайская династия), пришедшей на смену легендарной династии, культ мертвых приобретает главенствующее значение. Содержимое богатых усыпальниц иньских правителей свидетельствует о значительном социальном расслоении в период зарождения китайской государственности. Оружие, боевые колесницы с лошадьми, утварь, драгоценности служат их непременным атрибутом. Множество людей из близкого окружения усопшего правителя - жены, наложницы, слуги - были погребены вместе с ним: правитель нуждался в их услугах и в загробном мире. Социальные различия привели и к глубоким сущностным изменениям в самом содержании культа предков, отныне ставшем сердцевиной религиозной жизни китайцев. В эпоху Шан-Инь покойный правитель-ван не только сохранял, но и значительно повышал свой прижизненный статус, приобретая власть над мирами людей и духов. Именно на покойного правителя-вана уповали иньцы, принося обильные жертвы (довольно часто - людские) и испрашивая совета при гадании на лопаточных костях животных и панцирях черепах. На вершине иерархической лестницы покойных правителей пребывала фигура Шанди - “Верховного божества” и первопредка иньцев. Легендарный первопредок иньцев стал первым и высшим божеством, осуществляющим абсолютную власть в мире богов и духов. Только ему были подвластны дожди, бури, потопы, а значит, и судьба иньцев; только он мог обеспечить удачный исход военного предприятия, болезни, охоты, родов и т. д. Победившие Шан-Инь чжоусцы передали функции всеобщего универсального верховного божества от Шанди к некоей надмировой абстрактной силе - Небу, лишенному родственных связей и предпочтений. Если прежние правители считались потомками Шанди, то чжоуские государи носили священный титул Сына Неба, обязывающий их отправлять все обряды, предписанные культом Неба. Культ Шанди, оттесненный культом Неба на второй план, постепенно трансформировался в универсальный культ предков, с легкой руки Конфуция ставший основой религиозной жизни всех слоев китайского общества. Конфуций и его последователи повсеместно внедрили и строжайше регламентировали культ предков, в продолжение многих веков после этого существовавший в почти неизменном виде.

    Культ предков, доведенный до предельных значений и всеобъемлющих масштабов, предоставил возможность осуществить социальный идеал, провозглашенный Конфуцием. Средоточием культа становится принцип “сыновней почтительности” - сяо. Его суть заключена в максиме, обладающей свойством императива:“Служить родителям согласно установлениям ли, похоронить их, соблюдая установления ли, и приносить им жертвы, придерживаясь установлений ли”.

    Тем самым культ предков приобретает всеобъемлющее социальное значение: добродетельный сын - от простолюдина до императора - посвящает свою жизнь служению родителям при их жизни и после смерти. Устойчивость такой вертикали является залогом должного устройства и социального порядка в государстве, объединяющем отдельные семьи в единую огромную семью. Преданный сын - верный подданный есть основа такой конструкции. Так конфуцианство преобразовало религиозный культ в социальную доктрину, придав ей универсальное значение и государственный статус.

    Почтение к родителям затмило все иные отношения в китайском обществе. Китайское письменное наследие - от мифов, легенд, поэм и драм до династических историй и официальных документов - переполнено назидательными сюжетами, воспевающими сыновнюю почтительность. Некоторые из этих образцов способны эпатировать нашего читателя, но отнюдь не китайца, воспитанного в сыновнем послушании и служении родителям. Так, один бедняк не мог прокормить одновременно и престарелую мать и малолетнего сына. Посоветовавшись с женой - мол, сына они могут иметь другого, а матери другой не будет, - он продал сына. Потом бедняк копал яму и выкопал сосуд с золотом и надписью, гласящей, что Небо награждает его за сыновнюю почтительность.

    Культ Земли:

    В земледельческом обществе древнего Китая, в котором вся жизнь зависела от подготовки и получения урожая, еще со времен неолита огромное значение приобретали культовые церемонии, необходимее для обеспечения устойчивого урожая, был тщательно разработанный культ Матери- Земли. Дважды в год, весной и осенью устраивались пышные праздники в честь оживления природы и сбора урожая. Культ матери- земли был одним из любимых праздников всего народа, начиная с первых аристократов до семьи самого скромного земледельца.

    Конфуцианство: (551-479 годы до н.э., период Чжоу), основал Конфуций. В это время тоже был придумал буддизм. Исходным положением конфуцианства является концепция Неба (Тянь) и небесного веления (приказа, т. е. судьбы). Небо это часть природы, но вместе с тем и высшая духовная сила, которая определяет саму природу и человека (Жизнь и смерть определяется судьбой, богатство и знатность зависят от Неба). Человек, наделенный Небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними и с высшим моральным законом дао, а также совершенствовать эти качества посредством образования.

    Целью самосовершенствования является достижение уровня благородного мужа (цзюнь-цзы). Этот уровень не зависит от социального происхождения, а достигается благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Благородный муж должен прежде всего обладать жэнь - гуманностью, человечностью и любовью к людям. В основе жэнь лежит принцип - "чего не желаешь себе, того не делай другим". Внешне жэнь проявляется в справедливом отношении к окружающим, в верности, наличии чувства долга и искренности. Особое место в учении Конфуция занимает концепция сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще. Сяо считается не только основой жэнь и связанных с ним добродетелей, но и самым эффективным методом управления страной (страна - это большая семья). На базе этих философских положений Конфуций развивал свои политические концепции, выступая за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. Эта идея была выражена Конфуцием в его знаменитом изречении: "Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным; отец - отцом, а сын - сыном". При этом правитель призывался управлять народом не столько на основе законов и наказаний, сколько примером личной добродетели и высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременяя народ тяжёлыми налогами и повинностями. Конфуций выступал за сохранение существующих обычаев и настаивал на тщательном и скрупулезном выполнении обрядов и церемоний, из которых особо выделял обряд жертвоприношения предкам как важнейший способ выражения к ним почтения. Он считал, что путем точного соблюдения традиций, освященных древностью, можно вернуться к изначальным истокам и таким образом достичь возрождения "золотого века" и вновь построить общество гармонии и справедливости. Эпоха Хань (3-2 века до н.э.) взяла за основу конфуцианство, которое возникло в эпоху Восточного Чжоу (7-3 века до н.э.).

    4 истины Конфуцианства:

    Гуманность (надо любить своего родственника)

    Верность (верность и преданность Вану, старейшинам и роду)

    Уважать старших (подчиняться родоплеменной аристократии)

    Нужно соблюдать нормы родовой морали (выполняться в виде ритуала).

    Главный принцип: провозглашение спокойной, упорядоченной жизни подданных, управляемой Сыном Неба (императора) на началах добродетели и справедливости.

    Леги́зм - философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой, любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.Легисты печально прославились тем, что, когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь(221-207 до н.э. 4 династия), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Основные идеи школы:

    Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.

    Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты.

    Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».

    Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.

    В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате «Шан цзюнь шу», «не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок».

    Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.

    Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование - слепо повиноваться государю.

    Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.

    Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.

    Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей - государство слабое; когда власти сильнее своего народа - армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.

    За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.

    Высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.

    Основной вопрос разногласий между легистами: Нужны ли вообще награды, или достаточно суровых наказаний? Если награды нужны, то должны ли они быть щедрыми, или символическими?

    Даосизм: Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуан-ди. Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма Дао Дэ Цзин. Уже в раннем даосизме Лао-цзы становится фигурой легендарной, и начинается процесс его обожествления.В основе учения даосизма лежит принцип дао, который буквально переводится как "путь", "дорога" (второе его значение - "метод" и "высший принцип"). Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее». Досизм учит,что жить в соответствии с Дао – это покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему. Другим принципом даосизма является у вэй, который зачастую определяется словом "пассивность" или понятием "плыть по течению". С ним тесно увязывается принцип дэ, т.е. добродетель, но не в смысле высокой моральной чистоты, а в смысле качеств, проявляющихся в повседневной жизни, когда принцип дао осуществляется на практике. Характер событий в мире определяется силами ян и инь. Мужское начало - ясность мысли, активность и возвышенность - считается присущим силам ян, тогда как женское начало - все слабое, темное и пассивное в жизни - приписывается действию сил инь.

    Мои́зм: (мо цзя) - древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы - древнекитайский мыслитель Мо-цзы. В V-III вв. до н.э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя - легендарного правителя древности, который усмирил потоп.)*

    * Тут проблема, т.к. в лекциях про Моизм 2 предл, в учебнике – 0, а в интернете только википедия.которую я и оставила, а остальное, что есть в интернете я 3 раза чтения так и не поняла.

    Компас, порох, пельмени, бумага (в том числе туалетная бумага и бумажные деньги), шелк и многие другие вещи из нашего быта, что их объединяет? Как несложно догадаться все они пришли к нам из древнего Китая. Китайская культура и цивилизация принесла человечеству великое множество полезнейших изобретений, открытий. Причем не только в сфере материальной, но и духовной, ведь учения великих китайских философов и мудрецов, таких как Кун-Дзы (более известный как Конфуций) и Лао-Цзы остаются актуальными во все времена и эпохи. Какова были история древнего Китая, его культура и религия, обо всем этом читайте в нашей статье.

    История древнего Китая

    Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.

    Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.

    Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.

    Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?

    Первая из них была земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар по общинному землевладению, впервые земли стали свободно покупаться и продаваться. Второй была административная реформа, которая всю китайскую территорию разделила на административные центры, они же уезды (сян), во главе каждого такого уезда состоял государственный чиновник, который своей головой отвечал перед императором за порядок на своей территории. Третьей важной реформой была налоговая реформа, если раньше китайцы платили земельный налог – десятину от урожая, то теперь плата взималась в зависимости от обрабатываемой земли, что дало государству ежегодный постоянный доход в не зависимости от неурожая, засухи и т. д. Все риски связанные с неурожаями ложились теперь на плечи земледельцев.

    И без сомнений важнейшей в те неспокойные времена была военная реформа, которая впрочем, предшествовала объединению Китая: сперва циньское, а потом и общее китайское войско было перевооружено и реорганизовано, в него были включены конница, бронзовое оружие заменялось железным, длинная верховая одежда воинов была заменена короткой и более удобной (как у кочевников). Солдаты были разделены на пятерки и десятки, связанные друг с другом системой круговой поруки, те кто не проявлял должного мужества подвергались суровому наказанию.

    Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.

    Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.

    На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.

    Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.

    Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.

    Культура древнего Китая

    Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

    Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

    Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

    О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

    Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

    Так выглядит древнекитайская джонка.

    И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

    Философия древнего Китая

    Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

    Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе . – Конфуций.

    Допуская злобу Великую - обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься - творя благо. Лао-Цзы.

    Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

    Религия древнего Китая

    Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней .

    Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.

    Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.

    Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.

    Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.

    Искусство древнего Китая

    Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.

    Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.

    Архитектура древнего Китая

    Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.

    Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.

    Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи

    Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.

    Китайская пагода.

    Буддийский храм.

    • Древний Китай – родина футбола, так считают китайские историки, поскольку эта игра в мяч упоминается еще в древних китайских хрониках, которые относятся к 1000 году до н. е.
    • Именно китайцы были одними из первых изобретателей календаря, так примерно в 2000 году до н. е. они стали использовать лунный календарь, в основном для сельскохозяйственных работ.
    • Издревле китайцы почитают птиц, причем наибольшем уважением пользуются феникс, журавль и утка. Феникс олицетворяет императорскую власть и силу. Журавль символизирует долголетие, а утка – семейное счастье.
    • У древних китайцев было законным многоженство, но разумеется при условии, что муж достаточно богат, чтобы содержать нескольких жен. Что же касается китайских императоров, то порой в их гаремах были тысячи наложниц.
    • Китайцы верили, что во время занятий каллиграфией происходит совершенствование души человека.
    • Великая Китайская стена, грандиозный памятник китайского строительства входит в книгу рекордов Гиннеса по множеству параметров: это единственное строение на земле, которое видно из космоса, ее строили 2000 лет – с 300 года до н. е. до 1644 года, и при ее постройке погибло больше людей, чем где-либо еще.

    Древний Китай, видео

    И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.