Войти
Логопедический портал
  • Смотреть что такое "Третья книга Ездры" в других словарях 3 ездры
  • Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией
  • Правила проведения тестирования Основные положения тестирования
  • Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики
  • История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны
  • Критерии линейной зависимости и независимости систем векторов
  • Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и музыкальным руководителем в рамках реализации аопдо гбдоу. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе Какие консультации логопед может предложить музы

    Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и музыкальным руководителем в рамках реализации аопдо гбдоу. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе Какие консультации логопед может предложить музы

    «Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя» Мы работаем в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида 68. В коррекционных группах проводится коррекционное обучение и воспитание детей общего недоразвития речи разного уровня. Тяжелые дефекты речи сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций (повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, нарушение ориентировки в пространстве и общей, мелкой моторики, дефицитом внимания и памяти).


    Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет! Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работой в речевой группе. Цель логоритмики – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребенка. Задачи - развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; - формирования правильного дыхания; - развитие способности ориентироваться в пространстве; - выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; - развитие фонематического слуха; - формирование навыка релаксации; - развитие и коррекция музыкально-ритмических движений В коррекционной работе с детьми с нарушением речи положительную роль играет совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя, которые сочетают в себе движение, речь и музыку, и способствуют нормализации моторики и ритмической стороны речи. Во время проведения совместной деятельности развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что в свою очередь активизируют их познавательную деятельность и эмоциональную сферу. Совместное коррекционное воздействие устраняет нарушение речевых функций, и развивают функциональные системы ребенка: движение, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, который планируется в соответствии с лексическими темами.

    ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
    МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА.
    1. Развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического
    восприятия;
    2. Развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации,
    ритмико­мелодической стороны;
    3. Формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменения
    силы и высоты голоса в зависимости от контекста;
    4. Обогащение словаря дошкольников с ФФНР по разработанным учителем
    – логопедом лексическим темам;
    5. Развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально­
    ритмического движения, игры на детских инструментах.

    Подготовительная логопедическая группа
    МБДОУ детский сад № 8 «Сказка»
    2015­2016 уч. год.

    Сентябрь
    Занятие № 1 (4 неделя)
    Речедвигательное упражнение «Гудок»
    Цель: Развитие слухового и зрительного внимания, силы и длительности
    речевого выдоха
    Игровой материал: фонограмма театрального шума «Поезда»
    Ход занятия: Педагог сообщает детям: «Сегодня мы отправляемся в
    путешествие. На чем же мы поедем?» Звучит театральный шум «поезда». Дети
    определяют, на чем поедут и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется
    дирижерским жестом: «У ­у – у!»
    Октябрь
    Занятие № 2 (1 неделя)


    голосового аппарата.
    Игровой материал: ударные музыкальные инструменты (фонограмма)

    изучаемой лексической теме (назови овощ, фрукт, ягоды, грибы). Затем каждому
    ребенку предлагается проговорить «свое» слово, ориентируясь на действия педагога.
    Педагог объясняет, что положение рук в пространстве является регулятором
    громкости. Когда руки поднимаются вверх ­ звук усиливается, когда руки
    опускаются – звук становится тише, когда руки сжаты в «замок» ­ тишина.
    Лексический материал по теме «Сад. Огород. Любите землю – матушку»,
    «Ягоды, грибы»:
    Урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры,
    баклажаны, кабачки, чеснок; яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, грядка,
    парник, теплица; клубни, плоды, семена, кочан, свекольник, винегрет, сок,
    ящик, вредители, посадка, сыроежки, подберезовики, подосиновики, опята,
    лисички, мухомор, поганки, клюква, малина, грибы, ягоды.
    Цель: Воспитание отношений партнерства, развитие координации речи и
    Занятие № 3 (2 неделя)
    движений
    Музыкальный материал: попевка на двух звуках
    Ход занятия: Дети стоят в кругу, пропевают на двух звуках слова,
    сопровождая движениями
    Месим, месим тесто,
    Есть в печи место.
    Испечем мы каравай,
    Переваливай, валяй!
    Выполняют разминание рук.
    Берутся за руки и сужают круг
    Кладут руки на плечи соседей
    Покачиваются с ноги на ногу. Не
    опуская рук.

    Под слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой да не
    лопайся!» ­ расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг
    Занятие № 4 (3 неделя)
    Речевая игра «Лес»
    Цель: Активизация восприятия, развитие слуходвигательной и тактильной
    памяти, артикуляционной моторики.
    Ход занятия Педагог сообщает детям: «Мы пришли в лес. Прислушайтесь,
    деревья с нами разговаривают:
    «У – у – у» ­ встревожился лес, «О – о – о» ­ удивился лес, «А – а – а» ­
    обрадовался лес. (Гости пришли)
    Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнения
    чистоговорки. Дети поют на одном звуке:
    Са – а – а – в лесу бегает лиса
    Дети изображают лису, используя мягкие
    движения рук.
    Со – о – о – еж свернулся в колесо. Изображают ежа, пальцы сжаты разжаты
    Бу – у – у – сидит ворон на дубу
    Под музыку на сильную долю передают
    игрушку по кругу
    Тот ребенок, у которого игрушка осталась в руках после окончания музыки, должен отгадать. Кто
    еще живет в лесу (можно определить животного по музыкальному отрывку)
    Занятие № 5 (4 неделя)
    Игрогимнастика «Ветер и ветерок»
    Цель: Развитие слухового восприятия, выразительности движений.
    Музыкальный материал: музыка Бетховена
    Ход занятия: «Покажите, как ветерок качает ветки деревьев». Дети
    поднимают руки вверх и раскачиваются в стороны с небольшой амплитудой по
    музыку. «А, теперь налетел сильный ветер…….. А вот опять легкий ветерок».
    Дети в соответствии с музыкальными фразами выполняют раскачивание с
    различной амплитудой.
    Ноябрь
    Занятие № 5 (1 неделя)
    Логопедическая распевка «Брюки»

    Эти брюки для Илюши По два раза топают сначала правой ногой, потом - левой.
    Сшила бабушка из плюша.
    Ходит в них гулять Илья,
    Он большой, как ты и я..
    Показывают, как бабушка шила брюки.
    Идут по круг у, взявшись за руки,
    Поднимают руки вверх, тянутся на носочках.
    Занятие № 6, 7 (2 ­3 неделя)
    Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Тарелка»
    Цель: снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа
    Занятие № 8 (4 неделя)
    Мимическая зарядка
    Цель:
    выражение эмоций

    повторяют за ним.
    Здесь живет Хмурилка
    Здесь живет Дразнилка
    Здесь живет Смешилка
    Здесь живет Страшилка

    сведенных бровей


    Это носик Бибка!
    А где твоя улыбка?
    растопырены, рот открыт


    Декабрь
    Занятие № 9 ­ 10 (1 ­ 2неделя)
    1. Игрогимнастика «Ходьба»
    Цель: Развитие ориентировки в пространстве, чувства ритма и темпа.
    Музыкальный материал: «марш» или любая ритмичная музыка
    Ход занятия: Дети под музыку ходят по залу (по кругу, по периметру). По
    окончании музыки останавливаются перед стульчиками.
    Логопедическая распевка «Ёлочка»
    Январь
    Занятие № 11 (2 неделя)
    Цель: развитие эмпатии, коммуникативных навыков, слухового внимания, чувства
    темпа и ритма, координации движений и музыки.

    Музыкальный материал: Упражнение «Передача платочка», музыка Т. П. Ломовой
    Можно использовать любую музыку в умеренном темпе с четкой и ясной
    фразировкой
    Ход занятия: педагог вместе с детьми читает стихотворение:
    Ты катись, веселый мячик,
    Быстро, быстро по рукам,
    У кого веселый мячик,
    Тот станцует танец нам.
    Дети, стоя в кругу, передают мяч соседу справа (на сильную долю такта
    исполняемого музыкального произведения). У кого в конце окажется мяч, тот
    показывает изученные ранее танцевальные движения, согласуя их с темпом и ритмом
    музыкального сопровождения, а остальные повторяют за ним.
    Занятие № 12, 13 (3­4 неделя)
    Цель: развитие, слухового внимания, чувства темпа и ритма
    Логопедическая распевка «Кормушка»
    Рано утром на опушке мы повесили кормушку,
    Для щеглов и для синичек и для всех голодных птичек.
    Февраль
    Занятие № 14 (1 неделя)
    Машинки
    Цель: раскрепощение голосового аппарата, развитие артикуляторной моторики,
    слухового внимания и быстроты реакции
    Методика проведения:
    Игроки сидят в кругу, детям предлагается запомнить две команды: «Дрыннн» и «И­
    И­И» чтобы начать движение машины, играющий поворачивается к своему соседу и

    говорит: дрынн, тот к кому приехала, говорит и­и­и, оправляя дальше, говорит дрынн
    и т.д.
    Игра должна проходить в быстром темпе. Звуковой сигнал движения должен быть
    непрерывным, т.е. игрок произносит свой вариант до тех пор, пока следующий у
    частник не продолжит звук.
    Фонопедическое упражнение: «Муха»
    Занятие № 15­16 (2 ­3неделя)
    Цель: Развитие фонематического слуха, речевого внимания и речевого дыхания.
    Над медведем возле уха, целый день жужжала муха: ЖЖЖЖЖЖ
    Комары летят, летят и пищат:ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗу, ЗЗЗЗЗЗЗЗЗу ­ укушу! ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
    ЖЖЖ – ЗЗЗЗЗ (текст проговаривается разными голосами – низким и высоким,
    звуки ЖЖЖЖЖЖЖЖ и ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ пропеваются в разной тональности)

    Занятие № 17 (4 неделя)
    Март Занятие № 18 (1 неделя)
    Логопедическая распевка «МАМОЧКА»

    Занятие № 19­ 20 (2­3 неделя)
    Речедвигательное упражнение «Кричалки»
    Цель: Развитие силы и длительности речевого выдоха, раскрепощение
    голосового аппарата.
    Музыкальный материал: ударные музыкальные инструменты (фонограмма)
    Ход занятия: Педагог перед началом игры просит детей назвать слова по
    изучаемой лексической теме. Затем каждому ребенку предлагается проговорить
    «свое» слово, ориентируясь на действия педагога. Педагог объясняет, что положение
    рук в пространстве является регулятором громкости. Когда руки поднимаются вверх
    ­ звук усиливается, когда руки опускаются – звук становится тише, когда руки сжаты
    в «замок» ­ тишина.
    Лексический материал по теме «Животные Севера и жарких стран»
    Белка, кенгуру, носорог, тюлень, медведь, лев, тигр, антилопа, пантера,
    слон, жираф, зебра, Север, Юг, морж, леопард, бегемот, кенгуру.
    Занятие № 21 (4 неделя)
    Логоритмическое упражнение «Надоедливые мухи»:
    Цель: Развитие чувства ритма
    Чай душистый пьем, пыхти Потирают ладонь о ладонь горизонтально
    ­ Уф­уф­уф, уф­уф­уф. Пропевание на одном звуке
    Отгоняем веткой мух. Ритмично помахивают рукой.
    Мух­мух­мух, мух­мух­мух. . Пропевание на одном звуке
    А они в варенье сели, Ритмично постукивают пальцем о ладонь
    Ели­ели, ели­ели. . Пропевание на одном звуке
    Так нам мухи надоели Мы варенье быстро съели! Потирают ладонь о ладонь горизонтально
    Апрель
    Занятие № 22 ­23(1 ­2 неделя)
    Логоритмическое упражнение «Капель»
    Цель: Развитие чувства ритма
    Музыкальный материал: фонограмма капели, пения птиц (на выбор)
    Раз, два (два хлопка).
    Звенят капели (дважды ударяют указательным пальцем одной руки по ладони
    другой)
    Три, четыре (два хлопка)
    Мы запели (2 раза прижимают ладони к груди)
    Летят скворцы, к нам летят гонцы весны (взмахивают кистями рук)
    Семь, восемь (два хлопка)
    Песни льются (вытягивают руки вперед)
    Девять, десять (два хлопка)
    Все смеются (поднимают руки вверх)
    Упр. «Заботливое солнышко»
    Занятие № 24­25 (3­4 неделя)
    Цель: Развитие координации движений, развитие чувства ритма
    Солнце с неба посылает дети, ритмично скрещивают руки над головой

    Лучик, лучик, лучик. . Пропевание на одном звуке
    И им смело разгоняет плавно покачивают руки вверху
    Тучи, тучи, тучи. Пропевание на одном звуке
    Летом нежно согревает ритмично потирают щечки
    Щечки, щечки, щечки. Пропевание на одном звуке
    А весной на носик ставит ритмично постукивают пальцем по носу.
    Точки, точки, точки. Пропевание на одном звуке
    Занятие № 25 (4 неделя)
    Выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное
    Мимическая зарядка
    Цель:
    выражение эмоций
    Ход занятия: Педагог рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети
    повторяют за ним.
    Здесь живет Хмурилка
    Здесь живет Дразнилка
    Здесь живет Смешилка
    Здесь живет Страшилка
    Это носик Бибка!
    А где твоя улыбка?
    Ребенок нахмурился, указательные пальцы возле
    сведенных бровей
    Упр. «Буратино», ребенок показывает язык
    Указательные пальчики на щеках, ребенок улыбается
    Глаза широко открыты руки вытянуты вперед, пальцы
    растопырены, рот открыт
    Указательные пальцы сведены на кончике носа
    Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога
    Май
    Занятие № 26 (1 неделя)
    «Ветер, Ветер,…..»
    Цель: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и
    длительность выдоха.
    Методика проведения: Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года,
    используя разные фонемы
    У весны ветер ласковый и нежный, теплый ­ ффффффффффф
    У лета жаркий, согревающий – ххххххххххх
    У осени прохладный – сссссссссс
    У зимы холодный, студеный – ввввввввввввввв
    Вдох производится носом, выдох ртом – без напряжения
    Занятие № 27 (2 неделя)
    Подготовка к выпускному утреннику

    Использованная литература
    1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: методика работы
    с дошкольниками, страдающими недоразвитием речи
    2. Гоголева М. Ю., Логоритмика в детском саду. Подготовительная группа
    3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 79 г. Липецка

    Консультация

    для музыкального руководителя на тему:

    «Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»

    Учитель-логопед

    Липецк 2015

    Если говорить вам сложно –
    музыка всегда поможет!

    В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

    Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

    Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

    Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

    Коррекционно-развивающее; информационно-консультативное.

    Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

    И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

    Принципы построения совместных занятий:

    Занятия строятся на основе общих положений коррекционно - педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. Принцип всестороннего воздействия Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений. Принцип наглядности. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

    Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

    Оздоровительные

    Образовательно-воспитательные

    Коррекционные

    Укреплять костно-мышечный аппарат.
    Развивать дыхание.
    Развивать координацию движений и моторные функции.
    Формировать правильную осанку.

    Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
    Формировать способность восприятия музыкальных образов.
    Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

    Развивать речевое дыхание.
    Развивать артикуляционный аппарат.
    Формировать просодические компоненты речи.
    Развивать фонематическое восприятие.
    Развивать грамматический строй и связную речь.

    При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

    Учитель-логопед:

      постановка диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии; развитие психологической базы речи; совершенствование мелкой моторики; логопедизация занятий и режимных моментов.

    Музыкальный руководитель:

    Развитие и формирование:

      слухового внимания и слуховой памяти; оптико-пространственных представлений; зрительной ориентировки на собеседника; координации движений; умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

    Воспитание:

      темпа и ритма дыхания и речи; орального праксиса; просодики; фонематического слуха.

    Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

    Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

      План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год. Журнал взаимодействия. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара. Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

    Координационный план проведения совместных занятий


    Педагогические задачи

    Музыкальный руководитель

    Развитие мелкой моторики

    Упражнения с различным дидактическим материалом.
    Пальчиковые игры.

    Игра на детских музыкальных инструментах.
    Танцевальные движения.
    Театр с использованием кукол бибабо

    Развитие мимики

    Массаж лица.
    Гимнастика мимических мышц.
    Произвольное формирование определенных мимических поз.
    Связь мимики с интонацией

    Развитие выразительности в пении и танце

    Развитие речевого дыхания

    Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

    Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

    Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

    Хоровое пение.
    Движения с речью под музыку.
    Использование характерных ролей.

    Развитие фонематического слуха

    Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

    Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

    Развитие артикуляции

    Упражнения с зеркалом.
    Артикуляционная гимнастика.
    Чистоговорки.
    Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)

    Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

    Развитие грамматического строя речи

    Формирование навыков словообразования и словоизменения.
    Преодоление аграмматизма

    Разучивание текстов песен. Драматизация.
    Музыкальные спектакли, инсценировки.
    Кукольный театр.

    Развитие словаря

    Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
    Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

    Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
    Обогащение словаря в процессе занятий.

    Развитие диалогической речи

    Формирование навыков составления диалога

    Драматизация.
    Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

    Развитие монологической речи

    Развитие у ребенка желания говорить.
    Воспитание навыков овладения монологической речью.

    Разучивание текстов песен

    Развитие коммуникативных навыков

    Психологические этюды и коммуникативные игры

    Участие детей в музыкальных представлениях.

    В работе с ребенком, имеющим речевые нарушения, музыкальному руководителю необходимо использовать:

    Народные песни для слушания (в исполнении взрослых, а также на аудио- и видеокассетах) и разучивания;

    Хороводы, танцы;

    Народные игры;

    Мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций, а также как фонограмму, под которую ребенок играет на ударно-шумовых инструментах;

    Народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки, обрядовый фольклор.

    Значение фольклора очень велико и многогранно. Оно состоит в следующем.

    Народное творчество выполняет воспитательно-образовательую функцию.

    Способствует развитию детской памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает ребенку лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.

    Влияет на оздоровление организма ребенка в целом. Такие потешки, как «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогает ребенку самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

    Всевозможные потешки можно использовать и для развития мелкой моторики (например, «Пальчик-мальчик»). Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, а также творчеству таких музыкальных руководителей, как Л.С. Генералова, А.И. Ксендзовская, Е.С. Рагульская, К.С. Ряховская и др., многие потешки постепенно превратились в игровые упражнения, в , которые помогают работать над согласованием речи с движением, что очень важно для ребенка с речевыми нарушениями.

    Малые формы произведений народного творчества благотворно , обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов. Можно привносить в работу музыкального руководителя и элементы — некоторые произведения можно инсценировать; а если ребенок пока не говорит, не владеет активной речью, можно передавать содержание только движениями (например, «Киска», «Две тетери»)

    Игры с пением, хороводы, народные песни можно использовать и без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, а педагогам использовать в повседневной жизни, причем в любое время года, за исключением обрядового фольклора, посвященного определенным календарным праздникам.

    Учитывая положительное значение народного творчества и подбирая материал для разучивания, важно помнить об особенностях детей с нарушениями речи, о сложности восприятия и воспроизведения ими услышанного или увиденного.

    Ребенок должен понимать содержание текста в целом и значение каждого слова. А ведь подчас фольклор, даже детский, бывает, сложен для восприятия за счет сохранения устаревшей лексики.

    Иногда музыкальному руководителю приходится отказываться от какой-либо потешки, песни или другого фольклорного материала, если сложно доступно объяснить ребенку с нарушением речи значение отдельных слов или выражений. Впрочем, стоит постараться и можно найти другой вариант выбранного текста. Ведь довольно часто фольклорные произведения существуют в разных вариантах. Если художественная ценность при этом не пострадала, можно выбирать вариант, более доступный для детей с нарушениями речи.

    Силаева Ольга Геннадьевна,
    учитель-логопед, г. Димитровград

    Взаимосвязь учителя-логопеда

    с музыкальным руководителем

    учитель-логопед Якунина В.А.

    В настоящее время актуальной задачей и проблемой дошкольного образования является тщательная проработка организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям с нарушениями речи.

    Основная задача – создание и апробация модели взаимодействия разных специалистов ДОУ в процессе коррекционной работы с ребенком.

    Вокруг ребенка с нарушениями речи должно образоваться единая коррекционно-образовательная работа.

    Тесная взаимосвязь логопеда и других педагогов ДОУ возможна только при условии четкого и правильного распределения задач каждого участника, при условии совместного планирования работы.

    Целью сотрудничества педагогов с логопедом является стимулирование речевого, познавательного и личностного развития ребенка.

    В коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного запаса речи. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей в обществе.

    Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

    • коррекционно-развивающее;
    • информационно-консультативное.

    Осуществляя свою работу, и учитель-логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать структуру речевого дефекта; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на коррекционно-логопедических занятиях; всесторонне развивать личность ребенка и его самооценку.

    Можно выделить основные задачи, стоящие перед учителем-логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

    Оздоровительные задачи включают: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; развитие ловкости, силы, выносливости, плавности, воспитание правильной осанки, походки.

    Образовательные задачи: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственной ориентировки, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.

    Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма, способности чувствовать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений.

    Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, артикуляционного аппарата, грамматического строя и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.; воспитание просодических компонентов речи.

    При этом каждый из педагогов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений.

    Учитель-логопед:

    • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
    • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
    • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
    • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
    • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза речи;
    • обучение умению связно выражать свои мысли;
    • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
    • развитие психологической базы речи;
    • совершенствование мелкой моторики;
    • логопедизация занятий и режимных моментов.

    Музыкальный руководитель осуществляет работу по развитию и формированию:

    • слухового внимания и слуховой памяти;
    • оптико-пространственных представлений;
    • зрительной ориентировки на собеседника;
    • координации движений;
    • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
    • темпа и ритма дыхания и речи;
    • орального праксиса;
    • просодики;
    • фонематического слуха.

    В начале учебного года при проверке музыкальных способностей детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят. Некоторые дети не справляются с пропеванием данного звука, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.

    Все выше изложенные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий. В связи с этим широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства». Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. В первые месяцы проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых).

    Развитие речи проводится с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движения помогают осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптироваться к условиям внешней среды.

    Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических групп в детском саду.

    Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

    Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Всё окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится более плавной.

    Совместные коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. При проведении занятий следует помнить следующее.

    1. Занятия следует проводить с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

    2. Занятия должны строиться с учетом диагноза речевого нарушения детей. Так, для детей с ОНР (общее недоразвитие речи) занятия проводятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Одну и ту же тему лучше повторять по 2-4 раза, пока дети её не усвоят. С детьми, имеющими диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки.

    3. Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. И в результате педагоги добиваются не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей. Кроме того, слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на развитии мимики.

    Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его фантазию. Такие занятия способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают эмоциональное состояние детей, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

    Таким образом, эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда, музыкального руководителя и других специалистов ДОУ.