Войти
Логопедический портал
  • Дополнительная образовательная программа "школа будущего ученика" Занятия проводятся блоками в школе будущего ученика
  • Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе Нод по обучению грамоте в подготовительной группе фгос
  • Почему нужно изучать русский язык?
  • Правила написания синквейна
  • Сочинение герасим и татьяна в рассказе тургенева муму
  • Письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни из «Муму» И
  • Календарно тематический план по развитию речи. Календарно-тематическое планирование по развитию устной речи класс ОР, (5 год обучения). Контроль и оценка планируемых результатов

    Календарно тематический план по развитию речи. Календарно-тематическое планирование по развитию устной речи класс ОР, (5 год обучения). Контроль и оценка планируемых результатов

    Согласовано

    заместитель директора по УВР

    Ю. И. Рябцев

    «___» августа 2012 года

    Краснодарский край Кавказский район город Кропоткин

    (территориальный, административный округ (город, район, поселок)

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №45

    города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

    (наименование образовательного учреждения)

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

    ПЛАНИРОВАНИЕ

    по развитию речи

    (указать предмет, курс, модуль)

    Класс _подготовительный

    Учитель Круглова Ирина Валерьевна

    Количество часов: всего 39 часов; в неделю 1 час;

    Планирование составлено на основе рабочей программы

    Кругловой Ирины Валерьевны, утверждённой на заседании педагогического совета

    (протокол №1 от ___ август 2012г.)

    (указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с

    № урока

    (разделы, темы)

    Кол-во

    часов

    Даты

    проведения

    Оборудо-

    вание

    урока

    план

    факт.

    Раздел 1

    Развитие связной речи.

    Вводный урок. Знакомство с детьми, составление рассказа «Я и моя семья».

    Разучивание школьных правил вежливости. Беседа «Дикие и домашние животные». Просмотр м/ф «Правила осторожности с животными»

    Беседа «Дикие и домашние птицы». Работа с текстом, учимся пересказывать и отвечать на вопросы. Разучивание стихотворения.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация, картинки с животными.

    Знакомство с творчеством Бориса Заходера «Хрюк на Новогодней ёлке». Хорошие и плохие поступки - беседа. Разучивание стихотворения.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Рисование поросенка. Составление веселой истории по сюжетному рисунку - творческая работа.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Беседа «Мои любимые сказки». Подробный пересказ текста.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Составляем по сюжетным картинкам предложения, рассказики.

    Компьютер, интерактивная доска, сюжетные картинки.

    Чтение ненецкой сказки «Кукушка», разучивание стихотворения Я. Акима «Мама». Беседа о празднике День Матери. Рисуем портрет мамы.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Работа с предметными картинками. Беседуем о профессиях, рассказываем о профессиях родителей.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Рассказ о любимой игрушке. Творческая работа - составляем предложения.

    Компьютер, интерактивная доска, игрушки.

    Работа с текстом - пересказ. Разучивание стихотворения «Дождик, дождик, пуще!»

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Знакомство с творчеством детского писателя Л. Н. Толстого «Белка и волк». Работа по содержанию текста.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация, портрет писателя.

    Рисуем домашнего питомца. Составление рассказа по сюжетному рисунку. Разучивание стихотворения Л. Чарской «Мурлыка»

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Составление рассказа по предметным картинкам.

    Компьютер, интерактивная доска, предметные картинки.

    Восстановление сказки «Три поросенка» по сюжетным картинкам.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Вспоминаем любимые сказки по сюжетным картинкам.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Составление рассказа по картинке.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Составляем рассказ о себе. Рисуем свой портрет.

    Раздел 2

    Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха.

    Работаем с предметными картинками. Гласные и согласные звуки.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация, звуковые схемы.

    Работа с предметными картинками. Найди букву.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Игра «Превращаем слова».

    Компьютер, интерактивная доска.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация, таблица.

    Слово, слог, ударение. Составляем словосочетания.

    Компьютер, интерактивная доска.

    Составляем из слогов слова, из слов предложения.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Раздел 3

    Лексическая и грамматическая работа

    Разучивание скороговорок.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Текст. Предложение. Схемы предложений.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Учимся рифмовать слова.

    Составляем словосочетания, согласуя слова с предметами.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Подбираем определения к предметам. Составляем словосочетания и предложения.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Знакомство со словами -синонимами. Пословицы (объясняем смысл).

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Знакомство со словами - омонимами. Составление предложений.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Знакомство со словами - антонимами. Составление словосочетаний. Отгадывание загадок.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Использование в речи предлогов на, под, в, за, между, над, около. Словообразование с помощью суффикса -ищ-.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Составление словосочетаний с использованием предлогов.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Восстановление деформированного текста. Словообразование с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Обобщение понятий. Детеныши животных.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Обобщение понятий. Понятие «много». Составление предложений.

    Компьютер, интерактивная доска, презентация.

    Итого:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Ельничная основная школа»

    Седельниковского муниципального района Омской области

    СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

    Заместитель директора по УВР И.О. директора «Ельничная ОШ»

    _______________ (В.В.Сазанович) _____________А.О.Алексеенок

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    (по курсу

    «Школа развития речи»

    1-4 класс

    Т.Н.Соколова)

    Учитель: Пашкова Анастасия Степановна

    2017-2018уч.год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа факультативного курса «Школа развития речи» для учащихся 1-4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО с учётом программ, включённых в ООП и примерной программы курса «Речь», составленной преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами.

      Планируемые результаты освоения учебного курса

    1 класс

    Личностные:

    Устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

    Интерес к изучению языка.

    Регулятивные УУД:

    Обучающиеся научатся:

    – определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    – проговаривать последовательность действий на уроке;

    – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

    – учиться работать по предложенному учителем плану

    Познавательные УУД:

    Обучающиеся научатся:

    – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

    – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

    – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    Коммуникативные УУД:

    Обучающиеся научатся:

    – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

    – слушать и понимать речь других;

    – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

    – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

    Предметные результаты:

    Умение определять лексическое значение слова;

    Умение выделить синонимы, антонимы, омонимы;

    Умение определить лексическое значение многозначного слова;

    Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства;

    2 класс

    Личностные:

    У учащихся будут сформированы:

    Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

    Осознание роли речи в общении людей;

    Понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

    Чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

    Интерес к изучению языка.

    Регулятивные

    Познавательные:

    Учащиеся научатся:

    Вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;

    Строить рассуждения.

    Коммуникативные:

    Учащиеся научатся:

    Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

    Владеть монологической и диалогической формами речи.

    Предметные результаты

    является сформированность следующих умений:

    – воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)

    в исполнении учителя, учащихся;

    – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

    – подробно пересказывать текст;

    – составлять устный рассказ по картинке;

    – заучивать наизусть небольшие стихотворения.

    3 класс

    Личностные результаты :

    а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

    б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

    в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

    г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

    Регулятивные УУД

    Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

    Познавательные УУД

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Коммуникативные УУД

    Уметь донести свою позицию до собеседника;

    Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

    Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметные результаты:

    сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

    4 класс

    Личностные:

    У учащихся будут сформированы:

    Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

    Осознание роли речи в общении людей;

    Понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

    Устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

    Чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

    Интерес к изучению языка.

    Регулятивные

    Учащиеся научатся на доступном уровне:

    Адекватно воспринимать оценку учителя;

    Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

    В сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

    Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

    В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    интеллектуального развития младших школьников.

    Познавательные:

    Учащиеся научатся:

    Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

    Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

    Использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

    Выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

    Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

    Пользоваться словарями, справочниками;

    Строить рассуждения.

    Коммуникативные:

    Учащиеся научатся:

    Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

    Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

    Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

    Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

    Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

    Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

    Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

    Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

    Владеть монологической и диалогической формами речи.

    Предметные результаты

    Иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

    Произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

    Пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

    Писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

    Читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

    Воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

    Создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

    Понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

    Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

    Овладеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

    Уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

    Овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

    1 класс

    Речь и её значение в жизни. Техника речи.

    Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

    Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

    Слово.

    Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова-«родственники». Слова-«родственники» и слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

    Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».

    Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

    Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

    Умение отличить слова- «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым» сходством.

    Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.

    Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

    Текст.

    Понятие о тексте. Тема текста.

    Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

    Культура общения.

    Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова - выражения приветствия, прощания.

    Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

    2 класс

    Техника и выразительность речи

    Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок.

    Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

    Слово.

    Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим.

    Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

    Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

    Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

    Предложение и словосочетание .

    Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

    Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

    Текст.

    Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

    Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

    Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

    План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

    Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

    Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

    Сочинение загадок.

    Культура общения.

    Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее.

    Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

    знать:

    Многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

    уметь:

    Распознавать типы текстов;

    Распознавать стили речи;

    Выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

    Восстанавливать деформированный текст

    Устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

    Составлять планы различных видов.

    3 класс

    Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

    Слово

    Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

    Крылатые слова.

    Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

    Научные слова.

    Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

    Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

    Устаревшие слова.

    Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

    Предложение и словосочетание

    Предложение.

    Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

    Текст

    Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.Стили речи: разговорный и книжный(художественный и научный).

    Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.

    Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

    Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

    Культура общения

    Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение.

    Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

    знать:

    Многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

    Изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

    Стили речи: разговорный и книжный;

    уметь:

    Распознавать типы текстов;

    Устанавливать связь предложений в тексте;

    Распознавать стили речи;

    Выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.

    4 класс

    Культура речи.

    Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность . Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

    Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

    Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

    Слово.

    Повторение изученного в 1 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры .

    Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

    Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

    Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

    Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

    Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

    Речевой этикет: формы обращения.

    Предложение и словосочетание.

    Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

    Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

    Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

    Текст.

    Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный.

    Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

    Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи.

    Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

    Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи . Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

    Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка .

    Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

    знать:

    Многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

    Изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

    Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

    уметь:

    Распознавать типы текстов;

    Устанавливать связь предложений в тексте;

    Распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

    Определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

    Восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

    III. Тематическое планирование

    1 класс

    п/п

    Тема (подтема)

    Кол-во часов

    Культура общения

    Проверочная работа

    2 класс

    п/п

    Тема (подтема)

    Кол-во часов

    Слово

    Предложение и словосочетание

    Текст

    Культура общения

    3 класс

    п/п

    Тема (подтема)

    Кол-во часов

    Стили речи

    4 класс

    п/п

    Тема (подтема)

    Кол-во часов

    Речь. Техника и выразительность речи

    1 класс

    п/п

    Тема урока

    Тише, громче.

    Слова, слова, слова.

    Озорные буквы.

    Слова играют в прятки.

    Слово и его значение.

    Прямое и переносное значение слова.

    Многозначные слова.

    Синонимы.

    Антонимы.

    Тематические группы слов.

    Наш цветной мир.

    Что на что похоже

    Проверочная работа.

    Культура речи.

    Вежливые слова.

    Пословицы.

    Учимся рассуждать.

    Рассуждаем.

    Типы текста.

    Заглавие текста.

    Тема текста.

    Словарные слова.

    Опорные слова.

    Мы строим текст.

    Работа с текстом.

    План текста.

    Проверочная работа.

    Работа над ошибками.

    Календарно – тематическое планирование

    2 класс

    п/п

    Тема урока

    Слово – 13 ч.

    Слово. Значение слова.

    Многозначные слова.

    Омофоны, омоформы

    Синонимы

    Антонимы

    Фразеологизмы

    Фразеологизмы(обобщение)

    Фразеологизмы(закрепление)

    Пословицы

    Изобразительные средства языка. Сравнение.

    Изобразительные средства языка.

    Олицетворение.

    Предложение и словосочетание – 3 ч.

    Связь между предложениями в тексте

    Связь между частями текста

    Работа с деформированным текстом

    Текст - 15 ч.

    Текст. Тема текста. Заглавие.

    Текст. Опорные слова.

    Текст. Опорные слова.

    Проверочная работа

    План. Составление плана.

    Виды плана

    Составляем план текста.

    Редактирование текста

    Типы текста.

    Описание

    Текст – сравнительное описание

    Типы текста. Повествование

    Типы текста.

    Рассуждение

    Культура общения - 3 ч.

    Сочинение на тему «Мой выходной день»

    Повторение пройденного

    Материал для КВН, викторин, конкурсов.

    Календарно – тематическое планирование

    3 класс

    п/п

    Тема урока

    Слово – 16 ч.

    Многозначные слова.

    Омонимы, омоформы омофоны.

    Фразеологизмы.

    Сравнения.

    Олицетворение.

    Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

    Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

    Откуда приходят слова.

    Этимология.

    Как тебя зовут?

    Наши фамилии.

    Топонимы.

    Устаревшие слова.

    Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри».

    Проверочная работа.

    Текст – 10 ч.

    Типы текстов.

    Темы текстов. Опорные слова.

    Связь предложений в тексте.

    Цепная связь предложений в тексте.

    Параллельная связь предложений в тексте.

    Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

    Единый временной план текста.

    Единый временной план текста(обобщение)

    Единый временной план текста(закрепление)

    Стили речи – 8 ч.

    Стили речи.

    Стили речи(закрепление)

    Культура общения.

    Культура общения(закрепление)

    Научный стиль.

    Научный стиль(закрепление)

    Проверь себя.


    Календарно – тематическое планирование

    4 класс

    п/п

    Тема урока

    Слово – 9 ч.

    Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры.

    Фразеологизмы.

    Фразеологизмы

    Диалектизмы.

    Сравнение, эпитеты, олицетворение.

    Метафора.

    Пословицы и поговорки. Афоризмы.

    Сочинение по пословице.

    Анализ сочинений по пословицам.

    Речь. Техника и выразительность речи – 6 ч.

    Художественный стиль. Общее понятие.

    Сочинение – пейзажная зарисовка.

    Диалог и монолог.

    Драматические импровизации.

    Драматические импровизации.

    Текст – 19 ч.

    Композиция текста. Основные элементы композиции.

    Композиция. Работа с деформированным текстом.

    Творческая работа.

    Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

    Творческая работа.

    Творческая работа.

    Публицистический стиль.

    Газетно – публицистический стиль.

    Деловая игра «Вёрстка газеты».

    Официально – деловой стиль.

    Тезисы. Конспект.

    Аннотация.

    Я пишу письмо.

    Личный дневник.

    Сочинение «Мои любимые стихи».

    Сочини сценарий для мультфильма.

    Конкурс на лучшее название конфет.

    Обобщение. Проверочная работа.

    Контроль и оценка планируемых результатов

      Прогностический - проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения

      Пооперационный - контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

      Рефлексивный, контроль обращѐнный на ориентировочную основу, план действия, опирающийся на понимание принципов его построения;

      Контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом

    Итоговый контроль в форме:

      Тестирования

      Практической работы

      Творческих работ учащихся

    ИКТ поддержка курса.

    Короткое описание идеи информатизации курса:

    Поиск информации,

    Компьютерный сбор и анализ информации,

    Создание и проведение мультимедиа выступлений,

    Компьютерное тестирование,

    Проектирование и конструирование,

    Погружение в языковую среду,

    Отработка технических навыков,

    Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам(рисунков, аудио- и видео- фрагментов),

    Создание плана текста с добавлением графических объектов.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

    Г. БЕЛОГОРСКА

    Рассмотрено на заседании кафедры

    Протокол №

    Руководитель кафедры

    ______________/

    «Согласовано»

    Протокол №

    от «_____» _____________2015 г.

    Заместитель директора по УВР

    ______________/ Г.П. Головлева

    «Утверждаю»

    Директор МАОУ

    «Школа №4 города Белогорск»

    Приказ №

    от «______» ___________ 2015г.

    _______________/ Ю.С. Чарей

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    ПО КУРСУ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «МАЛЫШОК»

    «Развитие речи»

    32 часа (1 раз в неделю)

    Учитель: Ищенко М.С.

    Дата

    календа/фактическая

    Тема урока

    Предметные результаты

    Универсальные учебные действия

    Произношение звуков. Выделение звуков на слух.

    Чистоговорки

    Классификация предметов по общему признаку. Знакомство с понятием «мебель».

    Знать:

    Что значит мебель?

    Уметь: Правильно, отчетливо и ясно произносить слова; выделять звуки на слух

    Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой.

    Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: поиск информации в учебной книге.

    Коммуникативные:

    Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки

    Знать: простейшие скороговорки

    Уметь: подбирать слова, начинающихся и оканчивающихся на заданный звук, сравнивать группы предметов, наблюдать, делать выводы, приводить примеры

    Регулятивные:

    Познавательные: уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки: местоположение по отношению к другим объектам.

    Коммуникативные: вырабатывать умение работать в парах, обучать сотрудничеству

    Фрукты, овощи. Составление предложений. Игра «Съедобное – несъедобное».

    Знать: различие между овощами и фруктами

    Уметь: составлять предложения на заданную тему.

    Уметь:

    ориентироваться в окружающем пространстве

    Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила (определение порядка действий во временном отношении) в планировании способа решения.

    Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий.

    Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные
    на уроке понятия; обращаться
    за помощью, формулировать свои затруднения

    Использование интонационных средств в речи. Детские потешки, стихи

    Знать: детские потешки, названия.

    Уметь: выразительное читать потешки, стихотворения. Передавать настроение в интонации при чтении

    Регулятивные:

    Познавательные: Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

    Составление предложений. Заучивание стихотворения В. Берестова «Лошадка».

    Знать: выделение наиболее часто повторяющихся звуков в скороговорках

    Уметь: правильно произносить скороговорки

    Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения:

    Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

    Разучивание и составление загадок

    Знать: простейшие загадки, отгадки к ним

    Уметь: составлять простейшие загадки, выделять звук на слух.

    Регулятивные: формулировать
    и удерживать учебную задачу: применять установленные правила в планировании способа решения:

    Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

    Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

    Наш город. Составление рассказа по картине. Скороговорка.

    Знать: название города, в котором живёшь

    Уметь: составлять предложение по картине

    Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную

    Познавательные: ставить и формулировать проблемы

    Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач

    Составление простых загадок по описанию предмета. Произношение звуков на слух.

    Знать: простейшие загадки, отгадки к ним.

    Уметь: задавать вопросы по картине

    Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи: .

    Познавательные:

    Коммуникативные: ставить вопросы по картинке

    Транспорт. Виды городского транспорта.

    Знать: виды транспорта

    Уметь: различать городской, специальный транспорт

    Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу.

    Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием данного урока.

    Коммуникативные: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию

    10.

    Режим дня. Время: сегодня. Ю. Тувим «Паровоз».

    Знать: моменты режима дня.

    Уметь: называть время суток

    Регулятивные: формулировать
    и удерживать учебную задачу

    Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: моделирование ситуаций,

    11.

    Творчество А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лягушата». Скороговорка.

    Знать: произведения А.Л. Барто

    Регулятивные: формулировать
    и удерживать учебную задачу

    Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов

    Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

    12.

    В Звягина «Воробышки»; выразительное чтение стихотворения. Чистоговорки.

    Знать: перелётных и зимующих птиц.

    Регулятивные: формулировать
    и удерживать учебную задачу

    Познавательные анализ и разрешение житейских ситуаций

    Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы

    13.

    Почта. Пространственные представления. Выделение звуков на слух.

    Знать: что такое почта

    Регулятивные:

    Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета

    Коммуникативные:

    14.

    Правила поведения на улицах и дорогах. Определение направления движения. Светофор.

    Знать: правила поведения на дорогах

    Уметь: определять направления движения на дороге.

    Регулятивные: формировать умение работать в группе

    Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования объектов

    Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи одноклассников, учителя, формулировать свои затруднения

    15.

    Мир сказок. Н Калинина «Про снежный колобок».

    Знать: простейшие сказки

    Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

    Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

    Коммуникативные: оказывать
    в сотрудничестве взаимопомощь при поиске нужной информации

    Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности .

    16.

    Творчество С.Я. Маршака. «Кошкин дом» инсценировка.

    Знать: и узнавать по фото писателя, стихи Маршака.

    Регулятивные: формулировать
    и удерживать учебную задачу

    Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности:

    Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью; формулировать собственное мнение
    и позицию

    17.

    Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации

    Знать: средства выразительности, что такое сказка.

    Уметь: пересказать сказку с опорой на иллюстрацию

    Регулятивные: формулировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила
    в планировании способа решения:

    Познавательные: использовать знаково-символические средства,
    Коммуникативные: оказывать
    в сотрудничестве взаимопомощь

    18.

    Театр. Разыгрывание сказок по ролям.

    Знать: что такое театр, правила поведения в театре, кинотеатре.

    Уметь: Передавать характер, манеры поведения героев мимикой, жестами, интонационно

    Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: разрешать житейские ситуации

    Познавательные: использовать общие приёмы решения задач

    Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

    19.

    Составление рассказа « Играем во дворе» . Деление предложений на слова. Пословицы.

    Знать: игры во дворе, как играть со сверстниками, правила игры.

    Уметь: делить предложения на слова.

    Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при делении предложения на слова

    Познавательные: :

    Коммуникативные: взаимодействие

    20.

    Составление рассказов об эпизодах из жизни на заданную тему

    Знать: как составить рассказ на заданную тему.

    Уметь: делить предложения на слова, знать, сколько в предложении слов.

    Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата

    Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков;

    Коммуникативные:

    21.

    Игры и их виды. Знакомство со словами «сам», «сама». Как мы играли в парикмахерскую. Ролевая игра.

    Знать: что такое ролевая игра, что такое правила игры.

    Уметь: играть в команде, слушать товарища

    Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

    Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель :

    Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

    22.

    Вода в природе. Моря и океаны. Игра «Ищем клад!» (клеточный диктант).

    Знать: зачем нужна вода в природе.

    Уметь: играть в команде, работать в тетради

    Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации:

    Познавательные: использовать общие приёмы решения задач:

    Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль

    23.

    Чтение и обсуждение рассказа Л.Н.Толстого «Акула». Загадки.

    Знать: творчество Л.Н.Толстого,

    Уметь: отгадывать загадки, слушать собеседника

    Регулятивные: составлять план
    и последовательность действий

    Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель :

    Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно

    24.

    Уроки Айболита. Словесное описание. Инсценировка по сюжету. Ролевая игра.

    Знать: как словесно описать героя сказки, сказки Чуковского.

    Уметь: инсценировать сказку по сюжету.

    Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

    Познавательные . самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель:

    Коммуникативные:

    25.

    Праздник бабушек и мам. Составление по картинке рассказа о маме.

    Знать: как поздравить бабушек и мам с праздником.

    Уметь: составлять по картине небольшой рассказ

    Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения:

    Познавательные: использовать общие приёмы решения

    Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

    Гласные и согласные звуки

    26.

    К. Чуковский «Федорино горе». Нахождение гласных звуков в предложениях.

    Знать: чем отличаются гласные от согласных звуков

    Уметь: находить и различать гласные звуки от согласных.

    Регулятивные: формулировать
    и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (звуки)

    Познавательные: использовать знаково-символические средства; обрабатывать информацию.

    Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

    27.

    Цветы. Классификация по группам. Согласные звуки в предложении.

    Знать: чем отличаются комнатные цветы от уличных.

    Уметь: находить и различать согласные от гласных звуков.

    Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности
    Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; строить монологическое высказывание

    28.

    Счёт времени. Часы. Понятие о времени. Согласные звуки в предложении.

    Знать: что такое время, зачем оно нужно.

    Уметь: различать время на часах, находить согласные звуки в предлоржении.

    Регулятивные: составлять план
    и последовательность действий.

    Познавательные: ориентироваться во временном понятии

    Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия

    29.

    Изобретения и приборы. Велосипед и микроскоп. Гласные звуки в словах.

    Знать: что такое микроскоп, его применение в жизни.

    Уметь: пользоваться микроскопом

    Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, .

    Познавательные: создавать модели и схемы для решения задач

    Коммуникативные:

    30.

    Космос. Игра на логическое мышление «Полёт на Луну». Гласные звуки в словах.

    Знать: первого космонавта, что такое космос.

    Уметь: находить гласные звуки в словах

    Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную

    Познавательные: обрабатывать информацию

    Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

    31.

    Домашние животные. Рассказ детей в произвольной форме, по вопросам. Гласные звуки в словах.

    Знать: чем отличаются гласные от согласных звуков.

    Уметь: задавать вопросы, слушать и вести диалог.

    Регулятивные: составлять план
    и последовательность действий
    Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач,

    Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

    32.

    Скоро в школу. Игра «Собери портфель». Гласные и согласные звуки.

    Знать: гласные и согласные звуки.

    Уметь: различать гласные от согласных.

    Регулятивные: формулировать
    и удерживать учебную задачу

    Познавательные: рефлексировать способы и условия действий.

    Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника.

    Галина Владимировна Васильева
    Календарно-тематическое планирование по речевому развитию в старшей группе

    Календарно-тематическое планирование по речевому развитию

    День знаний (1-я неделя сентября)

    Сентябрь

    1 неделя - День знаний

    1 Мы воспитанники старшей группы . Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 34

    2 Чтение английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц. Учить понимать эмоционально –образное содержание сказки, её идею О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 105

    Осень (2-я -4-я неделя сентября)

    2 неделя - Осень в саду и огороде

    1 Звуковая культура речи : дифференциация звуков з - с.

    Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з - с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 37

    2 Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

    3 неделя - Сезонные изменения в природе

    1 Обучение рассказыванию : составление рассказов на тему «Осень наступила» . Чтение стихотворений о ранней осени. Учить детей рассказывать

    (личный опыт, ориентируясь на план . Приобщить к восприятию поэтических произведений о природе. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 39

    2 Чтение рассказа В. Бианки «Сентябрь» Учить слушать внимательно рассказ. Формировать умение анализировать признаки осени, воспитывать любовь к родной природе Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» с. 56

    4 неделя - Живая и неживая природа

    1 Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи» Учить детей составлять рассказ по картине, включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами –онок-, -ёнок-. В. Н. Волчкова, Н. Е. Степанова «Конспекты занятий в ст. группе д/сада » , с. 15

    2 Рассказ Е. Чарушина «Воробей» Учить слушать внимательно, понимать содержание, высказывать своё отношение к содержанию произведения О. С. Ушакова, «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 99

    Октябрь Я вырасту здоровым (1-я – 3-я неделя октября)

    1неделя - Я и моё тело

    1 Обучение рассказыванию : описание кукол. Помочь детям составить план описания куклы ; учить дошкольников, составлять описание самостоятельно, руководствоваться планом . В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 46

    2 Лексические упражнения. Чтение стихотворения

    С. Маршака «Пудель» . Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением перевертышем. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 44

    2 неделя - Я и моя семья

    1 Составление рассказа из опыта «Много у бабушки с нами хлопот» Учить составлять короткий рассказ, воспитывать любовь и уважение к бабушкам, учить детей добру, дружбе, уважать старших . Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 105

    2 Татарская народная сказка «Три дочери» и рассказ В. Осеевой «Три сына» Учить понимать характеры персонажей, передавать своё отношение к персонажам О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи » с. 112

    3неделя - Я и моё здоровье

    1 Беседа «Где прячется здоровье?» Учить детей вести здоровый образ жизни, отрабатывать понимание значимости здоровья и необходимости работать над ним на протяжении всей жизни, активизировать в речи дошкольников соответствующие слова Конспект прилагается

    2 Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения

    Р. Сефа «Совет» .

    Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет» , научить выразительно читать его. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 51

    День народного единства (4-я неделя октября – 2-я неделя ноября

    4неделя - День народного единства

    7 Звуковая культура речи : дифференциация звуков с - ц Закрепить правильное произношение звуков с – ц, учить детей дифференцировать звуки, различать их в словах

    В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 46

    8 Чтение стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём?» Воспитывать любовь к своей Родине. Конспект прилагается

    1 Рассказывание по картине. Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы матрицы самостоятельно составлять картину и составлять по ней рассказ. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 54

    2 Чтение и слушание гимна России Познакомить детей с символикой России – гимном, воспитывать патриотические чувства Н «Комплексные занятия» , с. 361

    1 Звуковая культура речи : работа со звуками ж - ш. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух ; упражнять в различении (на слух) знакомого звука. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 56

    2 Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» , помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 55

    Здравствуй, гостья зима! (3-я неделя ноября -1-я неделя декабря)

    3 неделя - Сезонные изменения

    1 Обучение рассказыванию. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» . В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 58

    2 Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» Учить выразительно читать наизусть стихотворение, расширять представления о пейзажной лирике. О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 145

    1 Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» . Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 60

    2 Чтение стихотворений о зиме. Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать к высокой поэзии. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 61

    5 неделя - Животные и птицы зимой

    «Зайцы в зимнем лесу» Учить составлять рассказ по картине по предложенному плану , включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5 – 7 лет» , с. 108

    2 Чтение рассказа В. Чаплиной «Белка» Учить слушать внимательно, рассуждать и давать адекватные объяснения на поставленные вопросы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» ,с. 97

    1 Сравнительное описание лисы и зайца Учить детей пересказывать рассказ по плану , обучать ведению диалога Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» ,с. 174

    2 Русская народная сказка «Хвосты» Учить осмысливать характеры персонажей, слушать внимательно О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 106

    Новогодний праздник (2-я -4-я неделя декабря)

    2 неделя - Новый год

    1 Звуковая культура реи : дифференциация звуков с - ш. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с - ш, на определение позиции звука в слове. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 65

    2 Чтение сказки

    П. Бажова «Серебряное копытце» . Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце» . В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 67

    1 Беседа по сказке П. Бажова

    «Серебряное копытце» . Слушание стихотворения

    К. Фофанова «Нарядили елку…» . Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 69

    2 Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» . Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 67

    1 Беседа на тему «Я мечтал» . Дидактическая игра «Подбери рифму» Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 71

    2 Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза» . Познакомить детей с новым художественным произведением. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 72

    Зима (2-я – 5-я неделя января)

    2 неделя - Зимние виды спорта

    «Игры зимой» Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; учить употреблять предлоги с пространственным значением О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5 – 7 лет» , с. 67

    2 Рассказ Н. Носова «На горке» Развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета , замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 123

    «Зимние развлечения » . Учить детей целенаправленному рассматриванию картины; воспитывать умение составлять рассказ. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 73

    2 Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» . Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 77

    4 неделя - В гостях у зимушки - зимы

    1 Звуковая культура речи : дифференциация звуков з - ж. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з - ж. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 75

    2 Повторение стихотворений о зиме Продолжать знакомить с потешками, стихотворениями и загадками. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 198

    1 Составление описательного рассказа на тему «Зима» (по картине И. И. Шишкина «Зима» ) Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые и сложные, учить подбирать определения к заданным словам О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5 – 7 лет» , с. 79

    2 Нанайская народная сказка «Айога» Учить понимать и оценивать характер главного героя сказки, воспитывать отрицательное отношение к лени О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 122

    День защитника Отечества (1-я – 3-я неделя февраля)

    1 неделя - День защитника Отечества

    1 Беседа на тему «О друзьях и дружбе» . Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 80

    2 Рассказывание русской народной сказки «Никита Кожемяка» Развивать интерес к народному творчеству. Воспитывать патриотические чувства. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 209

    1 Составление рассказа на тему «Богатыри» . Характер богатыря сказки «Никита Кожемяка» Учить составлять рассказ на заданную тему, развивать устную речь Н . Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 211

    2 Заучивание стихотворения «Самый лучший!» О. Чусовитина

    Расширять кругозор, воспитывать интерес к военным профессиям и службе в армии. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение Конспект прилагается

    1 Звуковая культура речи : Дифференциация звуков ч - щ. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 83

    2 Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа» Формировать умение понимать характер героев произведения устанавливать связь описанного с реальностью О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 124

    Международный женский день (4-я неделя февраля – 1-я неделя марта)

    4 неделя - Международный женский день

    1 Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки….» . Помогать детям в умении составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием . В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 88

    2 Чтение стихотворений Е. Благиной

    «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном» . Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе отношение к старшим .

    В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 89

    1 Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с 8 марта» . Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 91

    2 Заучивание стихотворения о маме Дать представление о значимости матери для каждого человека, воспитывать уважительное отношение к маме, познакомить со стихами разных поэтов, воспевающих мать. Развивать память Н . Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 262

    Народная культура и традиции (2-я – 4-я неделя марта)

    2 неделя - Народная игрушка

    1 Ознакомление с предложением Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение» , составлять и распространять предложения О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет » , с. 84

    2 Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» . Дидактическая игра

    «Закончи предложение» . Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 92

    3 неделя - Декоративно – прикладное искусство

    1 Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства. Обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, развивать у детей способность анализировать, сравнивать Элементы росписи.

    Конспект прилагается

    2 Чтение сказки «Сивка –Бурка» Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка – Бурка» (обработка М. Булатова) В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 95

    4 неделя - Фольклор

    1 Звуковая культура речи : Дифференциация звуков ц - ч. Учить детей дифференцировать звуки ц - ч; В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 94

    2 Малые фольклорные формы. Закреплять знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы) .Учить понимать переносное значения образных выражений О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 119

    Весна (1-я – 3-я неделя апреля)

    1 неделя - Сезонные изменения

    1 Звуковая культура речи : дифференциация звуков л -р.

    Упражнять детей в различении звуков л -р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

    В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 96

    2 Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра

    «Угадай слово» . Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 97

    2 неделя - Домашние животные и птицы

    1 Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком» Учить составлять описательный рассказ по картине, формировать умение отчётливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет » , с. 90

    2 Чтение рассказа

    К. Паустовского «Кот – ворюга» .

    Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот - ворюга» . В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 102

    3 неделя - Весна в лесу

    1 Пересказ «загадочных историй» . Продолжать учить детей пересказывать. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 101

    2 Повторение программных стихотворений. Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная… » .

    Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова.

    В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 100

    День Победы (4-я неделя апреля – 1-я неделя мая)

    4 неделя - День Победы

    1 Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм» Помогать детям составлять рассказ на темы из личного опыта В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 99

    2 Чтение стихов и пословиц о войне. Продолжить знакомства со стихами и пословицами о войне, научить понимать и объяснять их значение воспитывать чувства гордости за свой народ, армию, желание защищать свою страну Конспект прилагается

    1 Обучение рассказыванию по картинкам. Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием

    В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с 104

    2 Чтение сказки В. Катаева

    «Цветик- семицветик» . Познакомить детей со сказкой В. Катаева. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 103

    Лето (2-я – 5-я неделя мая)

    2 неделя - Цветы и растения

    1 Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» Учить пересказывать текст, активизировать в речи названия профессий и действий. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет » , с. 106

    2 Заучивание стихотворения С. Есенина «Черёмуха» Помочь детям запомнить стихотворение, учить выразительно читать стихотворение наизусть О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 131

    3 неделя - Животные и насекомые

    1 Чтение и обсуждение стихотворений, ситуаций о насекомых. Учить детей высказывать своё мнение, развивать разговорную речь Л . Б. Фесюкова, О. О. Григорьева , с183

    2 Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках » Развивать интерес и желание слушать произведение. Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года. Комплексные занятия» , с184

    4 неделя - Безопасное лето

    1 Беседа о правилах безопасности Познакомить детей с причинами возникновения пожара в лесу и их последствиями, закрепить в речи названия профессий, развивать умение вести беседу . Н. Е. Веракса, Т. М. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 292

    2 Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик» Развивать интерес к художественной литературе, учить связно рассказывать сказку. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет » , с. 110

    5 неделя - Здравствуй, лето!

    1 Беседа «Наступило лето» Продолжать учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы полными предложениями. Составлять рассказ. Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года. Комплексные занятия» , с. 182

    2 Литературный калейдоскоп Выяснить какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 103

    Календарно-тематическое планирование по развитию устной речи класс ОР (5 год обучения)

    1 час в неделю, 33ч. в год

    КТП по развитию устной речи для учащегося ОР класса(5 год обучения) (Ф.И.) составлено на основе:

    1. Примерный учебный план (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида, утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1277 от 10.07 2002г. 2. Учебный план общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости (приложение к письму от 18.02.2000г. №3885/04 3. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.

    Комплекс учебников: Е.Д. Худенко, Г.А.Фёдорова«Развитие речи. 3 класс» для СКОУ 8 вида М., «Аркти», 2003 год.

    Дата.

    Кол-во часов

    Содержательные линии

    Обязательный минимум

    Речевая деятельность

    Коррекционно-развивающие задачи

    1 ЧЕТВЕРТЬ

    6.09

    Сезонные изменения. «Золотая осень».

    признаки осени.

    Составление описательного рассказа об осени по картинно- графическому плану с помощью педагог: -небо-солнце, -день; -деревья; -животные; -птицы; -люди

    Коррекция устной речи

    13.09

    Овощи. «Вкусные овощи».

    Знать названия овощей, уметь их дифференцировать

    Словарь: морковь, помидор, огурец, лук, картошка, репа

    Обогащение словарного запаса; развитие навыков группировки

    20.09

    Игрушки.

    Называние частей игрушек, их формы и цвета.

    Словарь: машина, Мишка, зайка. Кукла, кубики, юла, матрёшка

    Развитие навыков классификации

    27.09

    Фрукты. «Мои любимые фрукты».

    Названия фруктов, уметь их дифференцировать

    Словарь: яблоко, апельсин, лимон, груша, слива, банан

    Коррекция памяти, внимания, устной речи

    4.10

    Посуда «Чистые тарелочки».

    Виды посуды

    Словарь: чайник, чашка, блюдце, тарелка, ложка, нож, вилка, хлебница, кастрюля, сковорода.

    Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в: запоминании, узнавании

    11.10

    Одежда «Поможем Маше».

    Классификация одежды для девочек и для мальчиков, для прогулки и для школы, для зимы и для весны. Детали одежды.

    Словарь: майка, носки, колготки, платье, сарафан, кофта, рубашка, брюки, шорты, пальто, куртка, шуба, плащ, варежки.

    Коррекция внимания на основе упражнений в: узнавании различении, подборе аналогий

    18.10

    Обувь

    Разновидность обуви

    Словарь: кроссовки, ботинки, сапоги, туфли, валенки, тапочки, босоножки

    Коррекция зрительной памяти

    25.10

    Деревья моего края.

    Узнавание и называние деревьев на картинках. Знать части деревьев: корень, ствол, ветки, листья, иголки.

    Словарь: дерево, корень, ствол, ветки, листья, иголки

    Активизация мыслительной деятельности на основе упражнений в: по расширению словарного запаса, по развитию связной речи

    2 ЧЕТВЕРТЬ

    15.11

    Дом «Мой дом».

    Подбор признаков к предметам.

    Словарь: дом, кухня, комната, окно, стена, крыша, труба, дверь, лестница, забор,

    Коррекция слухового восприятия

    10.

    22.11

    Мебель. Название мебели.

    Классификация мебели, называние частей мебели.

    Словарь: мебель, стол, стул, кровать, диван, кресло, шкаф.

    Развивать речевую активность

    29.11

    Охрана здоровья. «Туалетные принадлежности».

    Называние частей предметов. Основные цвета. Способы применения.

    Словарь: зубная щётка, мыло, мыльница, расчёска, гребешок, полотенце, мочалка, шампунь

    Развивать слуховое внимание. слуховую память, зрительную память

    12.

    6.12

    Человек. «Части тела и лица».

    Называние частей тела по рисунку, показ частей тела на себе и товарище.

    Словарь: человек, мужчина, женщина, ребёнок, мальчик, девочка, голова, волосы, глаза, уши, нос, рот, зубы и т.д

    Выработка навыков устной речи

    13.

    13.12

    Внешний вид, образ жизни, части тела зайца. Чем он питается.

    Словарь: животное, заяц, зайчонок, шубка.

    Развивать артикулярную и общую моторику

    20.12

    Дикие животные и их детёныши.

    Части тела лисы. Чем она питается, образ жизни. Название детёнышей лисы.

    Словарь: животное, лиса, лисичка, лисёнок.

    Развивать эмоционально - волевые качества

    15.

    27.12

    Части тела кошки, чем покрыто тело кошки? Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу приносит человеку, как заботится о ней человек. Части тела кошки. Называние детёнышей кошки.

    Словарь: кот, кошка, котёнок, животное

    Развитие зрительного восприятия и узнавания

    3 ЧЕТВЕРТЬ

    16.

    10.01; 17.01; 24.01

    Домашние животные и их детёныши.

    Части тела. Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу приносит человеку, как заботится о ней человек. Составление высказываний по образцу. Называние детёнышей собаки. Сравнение кошки и собаки.

    Словарь: животное, собака, щенок, шерсть

    Коррекция внимания

    17.

    31.01; 7.02

    Домашние птицы.

    Называние взрослых и детёнышей птиц. Части тела.

    Словарь: утка, селезень, утёнок; гусыня, гусь, гусёнок; курица, петух, цыплёнок; индюк, индейка, индюшонок

    Коррекция памяти

    14.02; 21.02

    Ягоды. Раскрашивание ягод в раскраске.

    Названия ягод

    Словарь: крыжовник, смородина, земляника, малина, клубника, брусника, черника, клюква, виноград.

    Коррекция устной речи

    19.

    28.02; 7.03

    Пищевые продукты.

    Названия пищевых продуктов

    Словарь: сыр, масло, сметана, молоко, какао, конфеты, шоколад.

    20.

    14.03; 21.03

    Транспорт. Виды транспорта.

    Классификация транспорта: водный, воздушный, наземный, подземный. Согласование прилагательных с существительными. Составление предложений по сюжетным картинкам.

    Словарь: машина, автомобиль, самосвал, части машины.

    4 четверть

    4.04

    Сезонные изменения. Экскурсия «Весна в школьном дворе».

    Изменения в природе весной: потепление, таяние снега, сосульки.

    22.

    11.04

    Семья.

    Понимание прямых родственных отношений. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братьев и сестёр.

    Словарь: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры.

    23.

    18.04

    Птицы. «Весенние птицы: грач, скворец, жаворонок».

    Узнавание птиц по внешнему виду. Различение некоторых зимующих и перелётных птиц. Называние частей тела птицы.

    24.

    25.04

    Растения родного края.

    названий растений, их частей и классификации. Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление правил ухода за растениями на клумбах.

    25.

    2.05

    Насекомые.

    Название насекомых, части тела.

    26.

    16.09

    Рыбы. Разновидности рыб.

    Название морских рыб: лещ, окунь, карась, щука, плотва. Описание внешнего вида рыб. Защитная окраска, чешуя. Части тела рыбы.

    23.09

    Профессии.

    Словарь: машина, колесо, автомобиль, водитель, пассажиры, сиденья, дверь.