Войти
Логопедический портал
  • Династия Валуа Король англии генрих 2 плантагенет
  • Что такое азот — химические свойства и соединения
  • Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г
  • Способы задания плоскости на чертеже Могут ли существовать точки вне заданной плоскости
  • Классный час "Сдадим ОГЭ успешно" (9 класс)
  • Как разгадывать ребусы с буквами и картинками: правила, советы, рекомендации
  • «Челкаш». Анализ рассказа. Анализ произведения «Челкаш» М. Горького Чему меня научил рассказ горького челкаш

    «Челкаш». Анализ рассказа. Анализ произведения «Челкаш» М. Горького Чему меня научил рассказ горького челкаш

    Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве.

    Рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей, живущих в рабском труде. Горький сравнивает шум порта со звуками «страстного гимна Меркурию» и показывает, как этот шум и каторжный труд подавляет людей, не только иссушая их души, но и изнуряя тела.

    Развернутый портрет главного героя произведения мы ви­дим уже в первой части. В нем М. Горький особенно ярко под­черкивает такие черты, как холодные серые глаза и горбатый хищный нос. К жизни Челкаш относится легко, не скрывая от людей своего воровского промысла. Едко высмеивает он сто­рожа, который не пускает его в гавань и корит в воровстве. Вместо заболевшего подельника Челкаш приглашает себе в по­мощники случайного знакомого - молодого добродушного парня с большими голубыми глазами. Сопоставляя портреты двух героев (Челкаша, похожего на хищную птицу, и доверчи­вого Гаврилы), читатель первоначально думает, что молодой крестьянский парень стал по доверчивости жертвой вероломно­го мошенника. Гаврила мечтает подработать, чтобы жить своим хозяйством, а не идти к тестю в дом. Из разговора мы узнаем, что парень верит в бога, кажется доверчивым и беззлобным, и Челкаш даже начинает испытывать к нему отеческие чувства.

    Своеобразным индикатором отношения героев к жизни являются их мысли о море. Челкаш любит его, а Гаврила бо­ится. Для Челкаша море олицетворяет собой жизненную силу и свободу: «Его кипучая нервная натура, жадная на впечатле­ния, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широ­ты, бескрайной, свободной и мощной».

    Гаврила с самого начала понимает, что ночная рыбалка, на которую приглашает его Челкаш, может оказаться недобрым делом. Впоследствии убеждаясь в этом, герой дрожит от стра­ха, начинает молиться, плакать и просит отпустить его.

    После совершения Челкашом кражи настроение Гаврилы несколько меняется. Он даже дает зарок отслужить молебен Николаю Чудотворцу, как вдруг видит перед собой огромный огненно-голубой меч-символ возмездия. Переживания Гаври­лы достигают кульминации. Однако Челкаш объясняет ему, что это всего лишь фонарь таможенного крейсера.

    Важную роль в рассказе играет пейзаж, который Гаврила воссоздает при помощи олицетворения («...Тучи были непод­вижны и точно думали какую-то серую, скучную думу», «Мо­ре проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль», «Пена, тая. шипела и вздыхала»),

    Умертвляющему голосу порта противостоит живительная сила музыкального шума морской стихии. И на фоне этой жи­вотворящей стихии разворачивается отвратительная человече­ская драма. И причиной этой трагедии становится элементар­ная жадность Гаврилы.

    М. Горький намеренно ставит читателя в известность о том. что герой планировал заработать на Кубани двести рублей. Челкаш дает ему сорок за одну ночную поездку. Но тому эта сумма показалась слишком маленькой, и он на коленях умоляет отдать ему все деньги. Челкаш с омерзением отдает их, но вдруг узнает, что Гаврила, который еще несколько часов назад трясся во время ночной поездки как осиновый лист, хотел убить его, считая никчемным, никому не нужным человеком. В гневе Челкаш отбирает деньги и жестоко избивает Гаврилу, желая проучить. В отместку же тот бросает в него камень, потом, оче­видно, вспоминая о душе и о Боге, начинает просить прощения. Раненый Челкаш отдает ему почти все деньги и, пошатываясь, уходит. Гаврила же прячет деньги за пазуху и идет в другую сторону широкими, твердыми шагами: ценой унижений, а по­том и силой он, наконец, получил ту желанную свободу, о ко­торой так мечтал. Море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе бого­боязненного Гаврилы. Эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры. Не случайно, когда Челкаш перед де­лежкой денег спрашивает, пошел бы он еще раз на преступле­ние за двести рублей, Гаврила выражает свою готовность сде­лать это, хотя чуть раньше искренне раскаивался в том, что согласился. Таким образом, М. Горький-психолог показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о че­ловеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.

    Созданный в 1894 году.

    В центре его внимания - жизнь «босяков»-контрабандистов, бедных людей, совершающих противозаконные поступки ради того, чтобы выжить.

    Сюжет

    Начало рассказа - описание порта. Работа кипит там с самого утра - гудят пароходы, звенят якорные цепи, снуют грузчики и т. д.

    Ближе к обеду «на сцене» появляется Гришка Челкаш - как будто бы один из множества местных бедняков, однако разительно выделяющийся среди них. Сам его внешний облик говорил, что это человек ловкий и резкий, умелый вор и мошенник. Он и был вором, точнее - контрабандистом.

    Челкаш искал Мишку - своего напарника, с которым должен был отправиться на очередное «дело». Узнав от сторожа, что Мишка лежит в больнице, он стал думать, как бы самому сделать это дело.

    И тут ему попадается Гаврила - сильный и мощный молодой человек, который приехал в порт, чтобы подзаработать; он хочет поправить своё материальное положение, а ещё жениться, потому что уже «пора».

    Гаврила и Челкаш разговаривают «по душам»; Челкаш представляется ему рыбаком, который при этом вместо рыбы ловит кое-что другое. Он предлагает Гавриле подзаработать, на что тот сразу соглашается. Он ведёт своего нового подельника в трактир, где щедро его угощает, взяв еду в долг. Гаврила ещё больше проникся уважением к Челкашу, видя, какую известность он имеет в порту, несмотря на свой, казалось бы, непрезентабельный вид.

    Челкаш спаивает своего товарища, чтобы тот полностью доверился ему и не перечил. Чувства его к Гавриле были неоднозначные:

    С одной стороны, ему было жалко этого «малого», который попал в затруднительную ситуацию;

    С другой стороны, он завидовал ему, поскольку Гаврила был молод и привлекателен, хотя и беден;

    С третьей стороны, он просто хотел воспользоваться им для собственной выгоды.

    Челкаш и Гаврила выходят «на дело» ночью; Гавриле доверяются вёсла. О том, чем они будут заниматься, Челкаш ему не говорит. Впрочем, Гаврила вскоре догадывается об истинной цели путешествия. Ему становится страшно, но Челкаш только потешается над ним. Гаврила умолял его отпустить, но Челкаш не согласился и даже отобрал у него паспорт, чтобы тот не убежал.

    В те времена даже просто ходить по улице без паспорта было строжайше запрещено. Гаврила, таким образом, оказывается в полной власти своего начальника. Они подплывают к стене. Челкаш уходит и возвращается с каким-то тяжёлым грузом. Гаврила в это время думает только об одном - как бы побыстрее закончить эту работу и убежать от разбойника, пока он его не убил или не довёл до тюрьмы.

    Гаврила гребёт осторожно, чтобы не привлекать внимания охраны, и им удаётся доплыть до берега. Затем Челкаш предлагает Гавриле и дальше сотрудничать с ним. Тот наотрез отказывается и не хочет доводить до конца даже это дело, пусть даже он и не получит своей награды. Челкаш в ответ его только «искушает» - рассказывает, какие богатства он может с ним заработать, как потом заведёт благополучную крестьянскую жизнь.

    Тут-то мы узнаём и о жизни самого Челкаша - откуда он родом, как жил в молодости, что подвигло его на совершение преступлений. Он тоже был крестьянином, имел жену, даже служил в гвардии и был гордостью семьи. За этими разговорами они чуть не проплыли мимо греческого корабля, куда должны были отдать товар. Они забрались на него, Челкаш рассчитался с греками. На этом судне они и переночевали.

    Челкаш выдал своему подельнику 40 рублей и снова попытался привлечь его к «профессии», показывая гору денег, которую ему дали греки. На берегу Гаврила набросился на Челкаша и потребовал отдать все деньги. Тот отдал. Гаврила униженно забрал деньги и повернулся, чтобы уйти; на прощанье он сказал, что имел мысль убить Челкаша. Тот схватил его за горло и забрал свои деньги назад, после чего ушёл.

    Гаврила кинул в Челкаша тяжёлым камнем и попал в голову. Сначала убежал, но вернулся подошёл к нему и просил прощения. Тот его не простил, но отдал все деньги, кроме одной бумажки. Между ними произошёл тяжёлый разговор, в ходе которого Гаврила сказал, что возьмёт деньги только в том случае, если он его простит; но затем сгребает всё до копейки. Бывшие подельники рассорились и расстались, после этого больше никогда не встречались.

    Сочинение


    Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве.

    Рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей, живущих в рабском труде. Горький сравнивает шум порта со звуками «страстного гимна Меркурию» и показывает, как этот шум и каторжный труд подавляет людей, не только иссушая их души, но и изнуряя тела.

    Развернутый портрет главного героя произведения мы видим уже в первой части. В нем М. Горький особенно ярко подчеркивает такие черты, как холодные серые глаза и горбатый хищный нос. К жизни Челкаш относится легко, не скрывая от людей своего воровского промысла. Едко высмеивает он сторожа, который не пускает его в гавань и корит в воровстве. Вместо заболевшего подельника Челкаш приглашает себе в помощники случайного знакомого - молодого добродушного парня с большими голубыми глазами. Сопоставляя портреты двух героев (Челкаша, похожего на хищную птицу, и доверчивого Гаврилы), читатель первоначально думает, что молодой крестьянский парень стал по доверчивости жертвой вероломного мошенника. Гаврила мечтает подработать, чтобы жить своим хозяйством, а не идти к тестю в дом. Из разговора мы узнаем, что парень верит в бога, кажется доверчивым и беззлобным, и Челкаш даже начинает испытывать к нему отеческие чувства.

    Своеобразным индикатором отношения героев к жизни являются их мысли о море. Челкаш любит его, а Гаврила боится. Для Челкаша море олицетворяет собой жизненную силу и свободу: «Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной».

    Г аврила с самого начала понимает, что ночная рыбалка, на которую приглашает его Челкаш, может оказаться недобрым делом. Впоследствии убеждаясь в этом, герой дрожит от страха, начинает молиться, плакать и просит отпустить его.

    После совершения Челкашом кражи настроение Гаврилы несколько меняется. Он даже дает зарок отслужить молебен Николаю Чудотворцу, как вдруг видит перед собой огромный огненно-голубой меч-символ возмездия. Переживания Гаврилы достигают кульминации. Однако Челкаш объясняет ему, что это всего лишь фонарь таможенного крейсера.

    Важную роль в рассказе играет пейзаж, который Гаврила воссоздает при помощи олицетворения («...Тучи были неподвижны и точно дум ап и какую-то серую, скучную думу», «Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль», «Пена, тая, шипела и вздыхала»).

    Умертвляющему голосу порта противостоит живительная сила музыкального шума морской стихии. И на фоне этой животворящей стихии разворачивается отвратительная человеческая драма. И причиной этой трагедии становится элементарная жадность Гаврилы.

    М. Горький намеренно ставит читателя в известность о том, что герой планировал заработать на Кубани двести рублей. Челкаш дает ему сорок за одну ночную поездку. Но тому эта сумма показалась слишком маленькой, и он на коленях умоляет отдать ему все деньги. Челкаш с омерзением отдает их, но вдруг узнает, что Гаврила, который еще несколько часов назад трясся во время ночной поездки как осиновый лист, хотел убить его, считая никчемнь1м, никому не нужным человеком. В гневе Челкаш отбирает деньги и жестоко избивает Гаврилу, желая проучить. В отместку же гот бросает в него камень, потом, очевидно, вспоминая о душе и о Боге, начинает просить прощения. Раненый Челкаш отдает ему почти все деньги и, пошатываясь, уходит. Гаврила же прячет деньги за пазуху и идет в другую сторону широкими, твердыми шагами: ценой унижений, а потом и силой он, наконец, получил ту желанную свободу, о которой так мечтал. Море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе богобоязненного Гаврилы. Эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры. Не случайно, когда Челкаш перед дележкой денег спрашивает, пошел бы он еще раз на преступление за двести рублей, Г аврила выражает свою готовность сделать это, хотя чуть раньше искренне раскаивался в том, что согласился. Таким образом, М. Горький-психолог показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о человеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.

    Другие сочинения по этому произведению

    «Гордый человек» М. Горького (по рассказу М. Горького «Челкаш») Анализ рассказа М. Горького «Челкаш» Босяки - герои или жертвы?(по рассказу "Челкаш") Герои ранней романтической прозы М.Горького Образ босяка в рассказе М. Горького «Челкаш» Образ Челкаша в рассказе Горького "Челкаш" Образы Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького "Челкаш") Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа). Роль пейзажа в рассказах И. А. Бунина «Кавказ» и М. Горького «Челкаш» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Роль пейзажа в рассказе Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького на примере одного из рассказов («Челкаш»). Сочинение по рассказу Горького "Челкаш" Сравнение Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького «Челкаш») Сходство героев М. Горького и В. Г. Короленко Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». Человек в творчестве М. Горького Концепция человека в творчестве М. Горького (рецензия на рассказ М. Горького "Челкаш")

    О босяках отразили новое явление в русской жизни. В 1890-е годы значительно увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на «отверженных» по-другому.

    Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к размышлениям о судьбе таких же обездоленных людей. Это бунтари, которым чуждо мещанское самодовольство или, наоборот, стремление к покою. Недовольство своей жизнью, с одной стороны, чувство собственного достоинства, не позволяющее находиться в роли раба, с другой, - вот что характерно для горьковских бунтарей. Именно из-за бунта они шли на разрыв со своей средой, а подчас становились бродягами, которых называли босяками.

    В 1895 году Максим Горький написал рассказ «Челкаш» как раз о судьбе изгоя человеческого общества – вора-контрабандиста. Произведение построено на антитезе : перед глазами читателя сталкиваются два героя – Челкаш и Гаврила. Оба родились в деревне. Но Челкаш не смог там долго находиться, а уехал в приморский город, чтобы жить своей независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь свое хозяйство и не зависеть от тестя.

    Противоположность образов героев показана автором даже в описании их внешности, в манере держать себя, в их речи и поступках, в реакции на все окружающее. Челкаш «своей хищной худобой» , «прицеливающейся походкой» напоминает степного ястреба. Да и многие портретные детали сопровождаются эпитетом «хищные» : всклокоченные черные с проседью волосы, смятое, острое, хищное лицо, холодные серые глаза.

    Он противопоставлен Гавриле – простоватому деревенскому парню, широкоплечему, коренастому, «с загорелым и обветренным лицом и большими голубыми глазами» , которые смотрели доверчиво и добродушно на своего старшего товарища. В какой-то момент Челкаш, глядя на Гаврилу, напоминавшего молодого телка, чувствует себя хозяином жизни парня, попавшего в его «волчьи лапы» , но при этом он испытывает и отеческое чувство, так как вспоминает о своем деревенском прошлом.

    Раскрыть характеры героев помогает композиция рассказа . Произведение состоит из пролога и трех глав. Во вступительной части очень ярко представлено место действия – порт, в описании которого используется звукопись – «оглушительная музыка трудового дня» . Однако при этом люди на фоне созданных ими «железных колоссов» выглядят ничтожно и жалко, потому что «созданное ими поработило и обезличило их» .

    Читатель понимает, почему Челкаш не работает в порту – его не устраивает жалкая доля грузчика, который может заработать только несколько фунтов хлеба для своего желудка. Он становится контрабандистом, и ему время от времени нужен помощник, в качестве которого он и приглашает Гаврилу. Хотя тот до смерти пугается «дела» , участником которого становится, за «пятитку» рублей он готов «загубить душу» , зато сделаться на всю жизнь человеком, так как у него появятся деньги, а значит, и свобода.

    Для вора-контрабандиста свобода измеряется другими понятиями. Например, в море он чувствует себя по-настоящему свободным: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство» , которое очищало душу «от житейской скверны» . Пейзаж моря , данный в живописно-романтической манере, характерной для всех неоромантических рассказов Горького, помогает показать положительные качества Челкаша и этот же пейзаж ярче оттеняет ничтожество Гаврилы.

    Узнав о криминальной стороне предложенного вором заработка, он пугается до смерти и готов бежать от этого «душегуба» , но потом деревенский парень, не искушенный в подобных делах, становится жадным, увидев множество разноцветных бумажек в руках своего напарника. Для Челкаша же это действительно бумажки, которые он быстро истратит.

    Сначала симпатии читателя явно на стороне деревенского парня, чистого и открытого, слегка наивного и честного, то уже ближе к концу рассказа каждому становится ясно, что из себя представляет Гаврила на самом деле. Ради наживы он готов пойти на унижение, на преступление, даже на убийство – ведь ради всех денег, которые Гаврила видит в руках вора, он решается его убить. Однако выживший после сильного удара по голове Челкаш испытывает отвращение к неудавшемуся убийце: «Гнус!... И блудить-то не умеешь!»

    В финале автор разводит героев окончательно: Челкаш отдал все деньги своему «партнеру» и ушел с разбитой головой, а Гаврила, испытав облегчение от того, что все-таки не стал убийцей, спрятал за пазуху деньги и широкими, твердыми шагами пошел в другую сторону.

    • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
    • «На дне», анализ драмы Максима Горького

    Человек — вот правда!

    М. Горький

    «Челкаш» — один из ранних романтических рассказов М. Горького. Он принадлежит к циклу произведений пи-сателя о босяках-оборванцах и уголовниках, образы кото-рых в литературе того времени были мрачны и угнетающе однобоки. Горький первым попытался постигнуть психо-логию этих «лишних» людей, разобраться в их морали, по-нять причины, заставившие их опуститься на самое дно жизни.

    Гриша Челкаш — главный герой рассказа. Несмотря на то, что это «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор», он привлекает наше внимание своей неординарностью. И дело здесь не только в необычной внешности, делающей Челкаша похожим на хищного степного ястреба. Перед нами — смелая свободолюбивая личность с развитым чувством соб-ственного достоинства.

    Челкаш, несомненно, принадлежит к уголовной среде и вынужден жить по ее законам, воровство для него — спо-соб выжить, добыть себе пропитание, завоевать авторитет среди таких же босяков, как он сам. Однако многие чело-веческие качества Челкаша заставляют нас испытывать уважение к нему.

    Встретив в порту Гаврилу и выслушав его рассказ, Чел-каш проникается сочувствием к парню. Гаврила не справ-ляется со своим хозяйством, не умеет зарабатывать, не может жениться, потому что девушек с приданым за него не выдают. Узнав, что Гавриле нужны деньги, Челкаш пред-лагает ему возможность заработать. Конечно, у вора здесь тоже имеется свой интерес, поскольку он нуждается в на-парнике, но жалость Челкаша к молодому доверчивому Гавриле искренна: он «завидовал и сожалел об этой моло-дой жизни, посмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его... И все чувства в конце концов слились у Челка-ша в одно — нечто отеческое и хозяйственное».

    Челкашу близки мечты Гаврилы о богатых хозяйствах, потому что он и сам не всегда был вором. Трогательной грустью и нежностью наполнены воспоминания этого су-рового человека о детстве, своей деревне, родителях и жене, о крестьянской жизни и службе в армии, о том, как отец гордился им перед всей деревней. Во время этого разгово-ра с Гаврилой Челкаш кажется мне ранимым и беззащит-ным, он похож на улитку, которая прячет свое нежное тело под прочным панцирем. Материал с сайта

    Чем дальше, тем больше наших симпатий завоевывает Челкаш, образ же Гаврилы со временем начинает вызы-вать отвращение. Постепенно перед нами раскрывается его завистливая, жадная, готовая на подлость и в то же время рабское услужение из страха душонка. Автор неоднократ-но подчеркивает духовное превосходство Челкаша, особен-но когда дело касается денег. Наблюдая за унижением Гаврилы, Челкаш чувствует, «что он, вор, гуляка, оторван-ный ото всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя».

    Горький называет свой рассказ «маленькой драмой, разыгравшейся между двумя людьми», но мне кажется, только один из них имеет право носить гордое имя Человека.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • краткое содержание челкаш сочинение
    • анализ челкаша горького
    • анализ челкаш кратко пересказ
    • челкаш один из ранних
    • сочинение на тему гордый человек м№горького